Принимая во внимание, что по вопросам методики надзора, в том числе, за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях издавались приказы Генерального прокурора РФ. Кроме того, имеются методические рекомендации, многочисленные теоретические исследования, например, работа Соловьева А.Б. «Методические рекомендации Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ по организации прокурорского надзора за исполнением органами внутренних дел и другими правоохранительными органами требований закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях».
Считаем целесообразным высказать мнение по отдельным аспектам методики прокурорского надзора на указанном участке.
Знание прокурором положений уголовно-процессуального закона и ведомственных актов, на основе которых осуществляется деятельность по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений, сообщений о преступлениях, знания наиболее типичных нарушений закона и способов их выявления, устранения и предупреждения определяет общую схему методики прокурорской проверки (предложенную в литературе), которая может выглядеть следующим образом.
Определение конкретных объектов надзора: соблюдение порядка приема, регистрации, рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях, принятие по ним процессуальных решений, обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления, а также лиц, в отношении которых принимаются решения в порядке ст.145 УПК РФ – где наиболее распространены и типичны нарушения закона.
Выбор целесообразных временных рамок для использования надзорных полномочий. Так, представляется обоснованным ежедневное ознакомление с регистрационной документацией поднадзорного органа, фиксирующей поступление и регистрацию заявлений, сообщений о преступлениях для недопущения проведения доследственной проверки при очевидности признаков состава преступления, для определения предстоящего объема надзорной деятельности, а также тех заявлений, актуальность или сложность проведения проверок по которым предполагает наибольшую активность надзорной деятельности. Качественный анализ учетно-регистрационной дисциплины поднадзорного органа невозможен без изучения и сопоставления данных, получаемых, как правило, по запросам, из других ведомств и иных источников.
Задача устранения нарушений закона при осуществлении указанной деятельности должна решаться с учетом необходимости осуществления более глобальной и значимой задачи – предупредить эти нарушения, что требует не только надзора за принятыми процессуальными решениями, но и, прежде всего – в процессе рассмотрения заявлений, сообщений. Постоянство надзора при этом обеспечивает наличие у прокурора возможности достаточно оперативно получать, накапливать, анализировать информацию о ходе рассмотрения заявлений, сообщений.
Существенное значение имеет (при необходимости) истребование и изучение материалов проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях до принятия процессуального решения по ним, с целью установления необходимости дачи письменного указания, пресечения волокиты, нарушения закона, в том числе заявителей и других лиц и т.д.
Крайне важно безотлагательное изучение материалов проверки с принятыми процессуальными решениями об отказе в возбуждении уголовного дела в целях оценки собранных материалов с точки зрения достаточности для принятия решения, соблюдения сроков проверки, обоснованности принятого решения.
Выбор наиболее эффективных форм реагирования на выявленные нарушения закона прав и интересов граждан, их грамотное сочетание.
Перечень форм реагирования на нарушения закона, причины и условия, им способствовавшие, включает:
- представления об установлении нарушений закона, причин и условий, им способствующих;
- постановление об отмене незаконного процессуального решения, отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
- письменные указания;
- продление срока проверки для установления нарушений;
- направление материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении нарушивших закон должностных лиц поднадзорных органов, при неисполнении в установленный срок законных требований прокурора в соответствии со ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ»;
- постановку перед соответствующими ведомственными начальниками вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей закона, вплоть до освобождения от занимаемых должностей;
- требования к вышестоящим должностным лицам о проведении проверки в целях устранения существенных недостатков в организации работы по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений, сообщений о преступлениях с сообщением прокурору о принятых мерах.
Противодействие злоупотреблению правом на примерах из судебной
практики
Субъектами, управомоченными раскрывать содержание оценочного понятия и реализовывать его в каждом конкретном случае, являются судебные и государственные органы, участники правоотношения. Решение вопроса о применении оценочного понятия при установлении злоупотребления правами отличается от общего по ...
Возникновение и развитие органов предварительного следствия в российском
государстве
Во время правления Золотой Орды высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и воинских частей. Первые специализированные органы расследования появились в период централизации Русского государства. Согласно Судебнику 1550 года, Боярская дума «по государ ...
Содержание понятия "исполненное обязательство"
Исполнение обязательства можно рассматривать не только как процесс, но и как юридический факт. Когда действия по исполнению обязательства стороны уже совершили, остается определить, прекратилось обязательство или нет. Если исполнение было надлежащим, обязательство прекращается, если нет - не прекра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.