Актуальность темы определяется тем, что современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства.
Закрепление на конституционном уровне приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанности государственных институтов по их признанию, соблюдению, обеспечению защите судом предполагает усиление государственных гарантий обеспечения правового статуса человека. Особую актуальность это представляет для сферы уголовного судопроизводства, характер которого неизбежно связан с ограничением прав и свобод человека. Все досудебное производство и его отдельные этапы, такие, как прием, регистрация, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях должны находиться в процессуальном единстве со всем уголовным судопроизводством, а механизм уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц должен гарантировать соблюдение прав и свобод человека. Прокурорский надзор не является самоцелью, он — неотъемлемая составляющая государственного механизма, обеспечивающего исполнение государством принятой на себя обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что данное направление прокурорского надзора по своей сути одно из приоритетных, это обуславливается тем, что борьба с преступностью одна из основных задач государства. Значение такого участка прокурорской деятельности, как надзор при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, постоянно подчеркивается в организационно-распорядительных документах, решениях коллегии, информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ и др.
Недостаточно эффективна работа различных подразделений правоохранительных органов. Это связано с такими факторами как: недостаточный уровень образования и профессионализма сотрудников, коррумпированность современного государственного аппарата и общества в целом, рост уровня преступности на современном этапе. В условиях резкого роста преступности значительно осложнилась работа по раскрытию, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, реализации прав и законных интересов жертв преступлений.
Степень научной разработанности темы сравнительно не велика. Но на протяжении последних десятилетий ведется активная работа по исследованию прокурорского надзора в указанной сфере деятельности. Однако достигнутый уровень объективно не является достаточным. Остается не решенным ряд дискуссионных вопросов.
Цель исследования – выявление, познание и формулировка объективных закономерностей осуществления прокурорского надзора по указанному направлению, определение современного состояния правовых и организационных основ прокурорского надзора, раскрытие понятийного аппарата, соотнесение с теоретическими положениями и практическим применением надзора.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились следующие основные задачи:
Раскрыть сущность, предмет и пределы прокурорского надзора за указанными видами деятельности, определить понятие, объект, задачи надзора и его правовых основ.
Раскрыть сущность полномочий прокурора, определить их круг.
Разработать критерии оценки и показатели измерения эффективности деятельности органов прокуратуры.
Определить возможные основные направления совершенствования деятельности органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.
Выделить сущностные характеристики видов процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях, исследовать особенности каждого из них, выявить проблемные вопросы надзора.
Установить типичные нарушения закона и недостатки деятельности прокурора.
Обосновать роль прокурора за законностью соблюдения указанных видов деятельности.
Сделать выводы о проведенном исследовании.
Объектом научного исследования являются правоотношения в сфере осуществления прокурорского надзора за указанными видами деятельности в целом, а также в связи с принятием процессуальных решений.
Предметом исследования выступают правовая регламентация деятельности по приему, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, а также прокурорского надзора за ее законностью, круг полномочий и деятельность прокурора в рамках обозначенных правоотношений, формы обеспечения средствами прокурорского надзора соблюдения закона, прав, свобод и интересов заявителей о преступлениях.
Ученые, которые занимались исследованием прокурорского надзора, являлись, в частности, сами авторы концепции прокурорского надзора — ученые НИИ при Генеральной прокуратуре РФ. Далее мы выделяем таких видных научных деятелей, как Сухарев А. Я. - советский и российский ученый - юрист и видный государственный деятель; Синельщиков Ю. П. - председатель коллегии адвокатов «Синельщиков и партнеры», доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета, бывший первый заместитель прокурора г. Москвы; Ю.Н. Белозерова, а также П.А. Лупинская, М.С. Строгович, Г.П. Химичева, А.А. Чувилев; ряд юристов – практиков, теоретиков, чьи публикации были использованы при написании данной работы.
В исследовании анализируются: действующее законодательство, судебные и ведомственные акты, труды ученых и специалистов в области прокурорского надзора. Кроме того, основу исследования составили результаты изучения уголовных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, приговоров судов, протестов, представлений прокурора и других материалов. В работе сопоставляется действующее законодательство и его реальное правоприменение в деятельности органов прокуратуры. Использовались данные статистических отчетов, сводок, обзоров, иных аналитических документов о результатах наработанной практики.
Таким образом, полагаем, что тема представленной работы является актуальной и нуждается в исследовании в связи с проблематикой прокурорского надзора соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Комитет по управлению городским имуществом
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Комитета по управлению городским имуществом является Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 г. №1589 «О комитете по управлению городским имуществом». Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Сан ...
Дисциплинарная ответственность
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной отв ...
Сделки, совершенные без необходимого
в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или
государственного органа либо органа местного самоуправления
Отдельно регламентируются случаи признания недействительными сделок, совершенных без необходимого согласия или одобрения. Такие сделки будут признаваться оспоримыми, если из закона не следует, что их необходимо считать ничтожными. Специально оговаривается следующий момент: информированность контраг ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.