Изучая материалы проверок, прокурор устанавливает, когда подано и зарегистрировано заявление, в какой срок, какие именно проверочные действия проводились, и через какой промежуток времени было возбуждено уголовное дело, отказано в его возбуждении или же сообщение было передано по подследственности.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, никакие предусмотренные законом меры по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводились, уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались. Подобными примерами пестрят различные источники, что является негативным показателем деятельности правоохранительных органов в стране.
Сопоставление записей по одному и тому же факту в вышеуказанной учетной документации позволяет прокурору выявить различного рода нарушения учетной регистрационной дисциплины.
Перед проведением проверки необходимо получить информацию от следующих источников (полученные материалы проверки становятся базой для процессуального оформления выводов):
1) станций скорой помощи, клиник, институтов, больниц, поликлиник, заводских травматологических пунктов, медицинских пунктов на станциях и вокзалах — о поступлении туда граждан с телесными повреждениями криминального характера;
2) бюро судебно-медицинской экспертизы — о не истребованных ОВД актах освидетельствования лиц, получивших травмы криминального характера;
3) органов страхования — о причинении гражданам телесных повреждений и кражах застрахованного имущества или его гибели;
4) отделений связи — о кражах почтовых отправлений;
5) автобаз, автобусных и таксомоторных парков и других предприятий — об угоне транспорта, кражах, нападениях на водителей и иных преступных проявлениях;
6) мировых судей и районных судов — о гражданских делах по искам граждан о взыскании ущерба в связи с травмами, пропажей вещей;
7) учреждений, предприятий, организаций — о кражах чужого имущества, о недостачах, излишках и прочих экономических преступных проявлениях;
8) военкоматов, паспортных столов, Департамента обеспечения безопасности дорожного движения — о выдаче гражданам дубликатов документов взамен утерянных;
9) учреждений Сбербанка и других банков — о нарушениях финансовой дисциплины.
По выявленным в правоохранительных органах нарушениям закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор должен:
1) обязать начальника или соответствующего руководителя правоохранительного органа зарегистрировать в КУСПе: все заявления и сообщения с признаками преступления, не прошедшие регистрацию и учет в установленном законом порядке;
2) вынести по заявлениям о преступлениях мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) принять меры к устранению нарушений закона и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. С этой целью он: а) при наличии признаков должностных преступлений выносит мотивированное постановление о направлении проверочного материала руководителю соответствующего органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц и иных руководителей правоохранительных органов, виновных в сокрытии преступлений; б) вносит представление с требованием к органам дознания и следственным органам устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе соблюдения закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.
Для обеспечения всестороннего и полного устранения выявленных нарушений закона прокурор осуществляет контроль за исполнением принятых мер по результатам проверки решений. В литературе существует спор по данному вопросу, а именно о смешении надзорных и контрольных функций прокурора.
Практика такого контроля, как и вся деятельность прокурора по организации и осуществлению надзора за исполнением законов правоохранительными органами при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, должна систематически обобщаться надзирающими прокурорами.
В руководящих документах Генеральной прокуратуры РФ отмечается, что при осуществлении изучаемых видов деятельности допускаются серьезные нарушения законности. Во многом причины сложившейся ситуации кроются, в том числе, в организационных просчетах, недостатках в организации прокурорского надзора, проявлении бессистемности, кампанейщины и формализма, слабом контроле за безусловным исполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Оплата и фактическая выдача груза
Статьей 30 УЖДТ РФ устанавливается обязанность внесения грузоотправителем платы за перевозку грузов до момента приема грузов. Данное правило носит диспозитивный характер, так как иное может быть предусмотрено как самим УЖДТ РФ, так и соглашением сторон договора грузоперевозки. Так, абз.3 ст.30 УЖДТ ...
Нормативные правовые акты
В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционного права безусловно доминирующие позиции принадлежат законодательным актам. Зак ...
Классификация видов юридических лиц в России и их общая характеристика
В современной доктрине существует множество видов классификаций юридических лиц, рассмотрим некоторые из них. I. В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица дел ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.