В практике работы прокуратур все значимые процессуальные документы подписываются только прокурором или его заместителем, тогда как основной объем надзорной работы на данном участке осуществляется, как правило, помощниками и старшими помощниками прокурора.
Ч.6 ст.37 УПК РФ круг должностных лиц, наделенных полномочием проверять исполнение требований ФЗ, в том числе, при разрешении сообщений о преступлениях, сужен до руководителей прокуратур, их заместителей и лиц, к ним приравненных.
Данное положение в практических условиях ежедневного надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверки и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях фактически не действует. Этой работой продолжают заниматься помощники и старшие помощники прокурора. Их полномочия формально можно обозначить как создание «оптимальных условий» для реализации указанных в законе полномочий руководителями прокуратур путем проведения по поручению прокурора (а также зачастую от его имени) проверочных действий, получение нужной информации, интеллектуальной и технической подготовки проектов прокурорских актов, документов и решений.
Второй уровень организации прокурорского надзора за исполнением законов при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях – это элемент непосредственно надзорной деятельности, включающий в себя определение путей ее подготовки и совершенствования.
Ввиду того, что объективно деятельность по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений, сообщений о преступлениях является наиболее скоротечной во времени, первостепенное значение приобретают оперативность прокурорской проверки, адекватность организации и методики надзора потребностям обеспечения законности.
Обеспечению качества работы в таких условиях должно способствовать повышение профессиональной квалификации работников и организация работы.
Организация прокурорской проверки исполнения законов при осуществлении указанных видов деятельности предполагает последовательное решение следующих проблем:
Организация прокурорской учебы на местах, т.е. обеспечение возможности и контроля за систематическим изучением прокурорскими работниками без отрыва от основной работы (в том числе с помощью технических средств, семинаров, докладов, деловых игр и т.д.) действующего и нового федерального законодательства, нормативных документов Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур федеральных округов, субъектов РФ, поднадзорных ведомств, юридических изданий, учебной и методической литературы по вопросам прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела;
Четкое представление прокурорами, осуществляющими надзор, задач и содержания предмета надзора, и на основе этого, умение выделять и сосредотачивать усилия на главных, наиболее «проблемных» направлениях, наличие объективного анализа статистической и иной информации о состоянии преступности и законности, учетно-регистрационной дисциплины, учет специфики работы конкретных поднадзорных органов, «подвижность» надзора, т.е. оперативное приспосабливание его форм и методов к изменяющейся обстановке в работе поднадзорных органов, сочетание их и умелое использование результатов ведомственного контроля;
Умение прокуроров, путем налаживания упорядоченной системы информационных связей и отношений, а также технологических процессов обработки информации, оперативно организовывать сбор, получение, учет и использование в своей деятельности информации о движении заявлений, сообщений о преступлениях, характере мероприятий, осуществляемых по ним поднадзорным органом, отслеживать сроки принятия решений, их характер, поддерживать постоянную связи с исполнителями, активно следить за исполнением письменных указаний надзирающего прокурора.
Планирование как элемент организации работы.
В учебной и методической литературе рекомендованы следующие виды планирования: календарное планирование личной работы на неделю, текущее планирование работы на месяц, квартал, перспективное планирование работы на год. Отправными точками планирования проверок исполнения закона являются: требования действующего уголовно-процессуального законодательства о максимально возможном сроке принятия решения по заявлениям, сообщениям о преступлениях; требования приказов Генерального прокурора РФ и др. В нормативным документах других руководящих органов прокуратуры (например, в приказах прокуроров субъектов РФ) могут содержаться дополнительные требования к планированию. В любом случае все планируемые мероприятия должны быть реально исполнимыми.
Организация учета и контроля исполнения.
Практика прокурорского надзора за законностью приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, с учетом значительного объема анализируемой информации, предполагает создание и ведение работником собственных «учетов» (в том числе, с использованием компьютера), позволяющих владеть объемом или результативностью работы поднадзорных органов. Такие учеты могут включать в себя следующую информацию: дата совершения преступления, дата поступления и регистрации заявления в поднадзорном органе, передача их для организации проверки исполнителю, должность и ФИО исполнителя, краткая фабула, ФИО фигурантов (при наличии), срок проверки, отметка о дате, сроке исполнения письменного указания прокурора, дата принятия и вид принятого решения, отметка о согласии или несогласии с принятым решением, в последнем случае – дата и характер принятых мер реагирования, их адресаты, при необходимости – характер последующего контроля. В литературе предлагаются и иные перечни информации, подлежащей включению в такие «учеты». Мы же придерживаемся отмеченной точки зрения.
Родовая община, как первая форма организации общества
Примерно 40 тыс. лет назад, одновременно с появлением человека разумного, возникают и более устойчивые сообщества людей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установл ...
Последствия отказа от приемки груза от транспортной организации
Представители Воронежской фабрики кожгалантереи прибыли в г. Якутск для закупки меховых шкур.14 октября был заключен договор купли-продажи с кооперативом "Соболь" на закупку партии ценного меха. Срок исполнения договора указали 14 декабря того же года. Раздел договора "Цена" сто ...
Основные формы правоохранительной
деятельности должностных лиц таможенных органов
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах – административно-правовой, административно-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и др. Все эти формы тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются средствами решен ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.