На сегодняшний день нет единого, цельного и исчерпывающего ответа на вопрос: «Откуда есть пошло государство?» В ученых кругах, а вслед за ними и в кругах общественных, уже не одно столетие продолжается дискуссия на эту важную тему. И, как мне кажется, данная дискуссия вряд ли когда-либо утихнет.
На сегодняшний день существует большое количество теорий о причинах происхождения государства и количество этих теорий, на мой взгляд, будет только увеличиваться, но к общему знаменателю мы вряд ли когда-либо сможем прийти. Из множества теорий происхождения государства можно выделить следующие:
1. теологическая, объясняющая возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога, что придавало ей (власти) безусловную обязательность и святость. На государя возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей. Авторами данной теории являются Фома Аквинский (ХІІІ в.), Жак Маритен и другие религиозные деятели и мыслители. Это одна из самых первых и традиционных из существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства. Широкое распространение она получила при феодализме. В XVI-XVIII веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местер, рьяно её отстаивали в начале XIX века. Однако и в настоящее время эта концепция актуальна. Например, она представляет официальную доктрину Ватикана, сохраняет большое значение в мусульманских странах;
2. классовая (марксистская, социально-экономическая, историко-материалистическая) теория, появившаяся в ХІХ веке. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как И.Я. Бахофен, Дж. Ф. Мак-Леннан, Л. Морган. Развитие данной теории связано с такими крупнейшими политическими деятелями начала XX века, как В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Смысл теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического. Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода.
Первый из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов и непримиримости борьбы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.
Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе и предпосылками его возникновения послужили следующие факторы:
произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
возник прибавочный продукт;
в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы – эксплуатируемых и эксплуататоров;
появились частная собственность и публичная власть;
для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения – государство.
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
3. Договорная теория, идеи которой возникли еще в древности (буддийские учения, сочинения античных философов Этекура, Тита Лукреция Кара), но получили прочное распространение лишь в XVII-XVIII вв. В Голландии в XVII в. сторонниками этой теории были Гуто Гроцкий и Б. Спиноза, в Англии – Дж. Локк и Т. Гоббс, во Франции в XVIII в. – Ж. Ж. Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, она лишь передана им монарху и потому должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.
Нормативно-правовое регулирование деятельности
органов местного самоуправления
Основу правового регулирования местного самоуправления составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус местного самоуправления. Кроме конституционных норм отношения в сфере местного самоуправления регламентируются ФЗ «Об общих принципах организ ...
Пути и методы регулирования взаимосвязанных процессов
экономического и демографического развития
Население как потребитель и производитель благ и услуг зависит от состояния экономики и одновременно влияет на ее развитие. Зависимость населения от экономики реализуется в виде воздействия уровня жизни на демографические процессы. Связующим звеном между ними служат объективные и субъективные (обус ...
Возникновение, понятие, этапы прогнозирования
Интерес общества к прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ век ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.