При ознакомлении с заявлениями, сообщениями о преступлениях следует обращать внимание на наличие и сопоставление реквизитов: штампа регистрации на заявлении, даты написания, поступления и регистрации заявления, соответствие регистрационного номера заявления порядковому номеру КУСПа. При изучении уголовных дел особое внимание следует уделять постановки на учет преступлений в связи с переквалификацией действий виновных лиц (например, с угона автотранспорта на его кражу), дополнительно выявленных в ходе расследования, многоэпизодным делам (например, кража с дачных участков). Необоснованное направление сообщений о преступлениях в другие органы можно выявить сопоставлением записей КУСП и журналов исходящей, а также входящей корреспонденции.
С целью выявления сокрытия от регистрации сообщений о фактах безвестного исчезновения граждан необходимо проверять своевременность регистрации подобных сообщений и заведение оперативно-розыскных дел, сопоставить имеющиеся данные с информацией об исчезновении лиц в детских, леченых и специализированных учреждениях, материалы судов о признании граждан безвестно отсутствующими. Важную информацию по вопросу учетно-регистрационной дисциплины можно получить в ходе ознакомления с документацией лечебных учреждений: журналов регистрации поступления граждан с телесными повреждениями, трупов с признаками насильственной смерти, невостребованными актами освидетельствования граждан и вскрытия трупов, сопоставление указанной информации с данными учетных документов органов внутренних дел. Выявить нарушения порядка регистрации сообщений о преступлениях позволяет выборочное изучение дел в процессе проверки в изоляторах временного содержания. Результативным может оказаться изучение информации документации дежурных частей министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, принимая во внимание неотработанный механизм их взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам, связанным с регистрацией и передачей сообщений о преступлениях. Ориентирующая прокурора в направлении проверки информации может быть получена также из следующих источников: банков – о фактах обнаружения поделки денежных знаков; страховых организаций – об обращениях по вопросу выплаты страховых сумм в связи с посягательствами в отношении имущества, жизни и здоровья граждан; вневедомственной охраны – о срабатывании охранной сигнализации и проверке этих сигналов; паспортно – визовых служб – об утрате паспортов.
Осуществляя надзор, прокурор не может оставлять без внимания состояние ведомственного контроля на данном участке, состояние которого характеризуется качеством справок ведомственных проверок, отметок в КУСП и ЖУИ, письменных указаниях об устранении выявленных нарушений, деятельности ведомственных комиссий по законности.
Обеспечению прав и интересов граждан, лучшему контролю и координации в указанной сфере, на наш взгляд, способствовало бы давно назревшее появление федерального законодательного акта, регламентирующего единый порядок приема, правила регистрации, учета сообщений о преступлениях. Кроме того, это создаст возможность для постоянного и системного контроля и надзора за данной деятельностью.
Полагаем, следует охарактеризовать акты прокурорского реагирования, как один из важнейших инструментов в деятельности прокурора в целом, а также в указанном направлении.
В связи с конкретной мерой может быть вынесен отдельный акт прокурорского реагирования. Исходя из этимологического смысла акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий.
Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реагирования и акты прокурорского надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, в наиболее оперативном плане устранения и предупреждения нарушения законов.
К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требования: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилактического характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.
Институт прокурорского реагирования — это не только действенное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.
Доступ к судебным слушаниям
Криминальные истории, судебные очерки являются излюбленными темами очень многих изданий, поэтому для журналистов, которые готовят такие материалы, немаловажными являются вопросы, связанные с получением информации из зала суда. Доступ к судебным слушаниям основан на принципе гласности судопроизводст ...
Последние новости законодательства по теме
Госдума РФ поддержала административные ограничения энергопотребления Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", предусматривающий введение нормативов энергоэффективности устройств мощностью свыше 3 кВт. Следить за исполнени ...
Этические правила поведения в системе взаимоотношений адвокат-суд
Адвокат в процессе своей работы вступает в контакт с различными государственными органами: судебными, дознания и следствия, исполнения наказания, налоговыми, прокуратурой, контролирующими органами и т.д. Взаимоотношения адвоката с должностными лицами всех этих органов должны строиться на принципах ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.