Органы государственной власти субъектов РФ должны определить перечни имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, находившегося на 8 октября 2003 г. в собственности субъекта РФ, и обеспечить его безвозмездную передачу в муниципальную собственность; органы местного самоуправления должны определить перечни имущества, находившегося на 8 октября 2003 г. в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с установленным разграничением полномочий.
Переоценка состава муниципального имущества обусловлена курсом проводимой административной реформы. Органы власти перестают быть хозяйствующими субъектами, перестают самостоятельно предоставлять услуги населению через свои предприятия, хозяйствующие общества. Задача власти -предоставлять публичные услуги любыми организациями, определять правила действий на территории. Поскольку орган власти не является хозяйствующим субъектом, то перечень имущества, которое он может иметь в собственности, ограничивается, ему нужно только имущество для осуществления полномочий.
Согласно п. 3 СТ. 61 Закона от 8 октября отсутствие муниципальной собственности не является поводом для упразднения муниципального образования либо отказа в создании нового муниципального образования. Закон допускает, что в течение какого-то времени, могут существовать муниципальные образования, которые не имеют своей собственности. Действительно, право на местное самоуправление гарантируется Конституцией РФ и не зависит от экономического и финансового состояния муниципального образования.
С другой стороны, муниципальное образование, тоже в соответствии с законом, должно опираться на экономическую базу, обязательный элемент которой - наличие имущества. С формально-правовой позиции муниципалитет вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции иных субъектов публичной власти и не исключенные законами из компетенции самого муниципального образования. Иметь имущество для этого необходимо. Согласно ГК РФ(ст. 125) органы местного самоуправления вправе становиться участниками хозяйственных обществ. Финансируемые собственниками учреждения также могут быть участниками и вкладчиками в обществах и товариществах. От имени муниципальных образований могут действовать не только органы местного самоуправления, но и юридические и физические лица.
В основе такого подхода лежит механический принцип, согласно которому предмет ведения и полномочия по этому предмету ведения формально соответствуют необходимому для их использования объему имущества; этот принцип содержит ряд опасностей, он лишает муниципальное образование важных инструментов для решения задач социально-экономического развития, сводит к минимуму не налоговые источники доходов местного бюджета. Кроме того, жесткие ограничения на масштабы муниципальной собственности, наложенные Законом о местном самоуправлении, порождают правовую коллизию.
Реализация Закона о местном самоуправлении означает второй масштабный передел собственности: между муниципальными образованиями разных типов, между местным самоуправлением и государством, между муниципальным и частным секторами.
Так, в Краснодарском крае в собственность муниципальных образований уже передано 768 юридических лиц, в том числе более600 объектов образования, около 50 - здравоохранения, семь объектов культуры и др. В свою очередь, собственность края пополнили 12 образовательных учреждений, 11 - здравоохранения, 6 объектов культуры. Поскольку социальная защита не включена в перечень вопросов местного значения, предстоит передать государству почти все учреждения социальной защиты либо перепрофилировать их.
Выявилось несоответствие положений п. 4 СТ. 8 ИСТ. 50 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 Г. В Краснодаре практически все производство хлеба осуществляется на муниципальных хлебозаводах, а в соответствии с законодательством хлебозаводы в муниципальной собственности быть не должны, что затрагивает вопросы продовольственной безопасности. При разделе объектов инфраструктуры между поселениями и районами возникают взаимные притязания.
Процесс управления муниципальной собственностью включает:
распоряжение недвижимостью;
передачу в залог, аренду, доверительное управление, другие
виды гражданского оборота;
финансовые вложения и оптимизацию инфраструктуры;
учет, списание.
Получение эффекта от управления имуществом требует его использования по различным направлениям, в том числе с расчетом на коммерческий успех.
Для управления имуществом образуются специальные службы, подразделения исполнительной власти: управление муниципального имущества, комитет по земельным ресурсам и землеустройству и другие.
На управление муниципальным имуществом возлагается:
Общие положения
Исполнение означает осуществление чего-нибудь. Поскольку мы исследуем понятие исполнения именно обязательства, а не чего-либо другого, следует обратиться к понятию обязательства, легальное определение которого содержится в п. 1 ст. 307 ГК РФ, краткий вариант его и послужит нам отправной точкой. В с ...
Понятие, признаки и значение
законодательного процесса
В настоящее время все, что связано с понятиями «закон», «законодательство», «законодательный процесс», «законодательная деятельность», «законотворчество» и т.п., считается прерогативой юридической науки и лишь в незначительной степени находится в поле зрения науки политической. Однако даже в таких ...
Защита прав потребителей
Качество — совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом — обязательным требованиям, установленным государст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.