Репродукционный процесс, содержанием которого является репродуктивный труд, представляет собой специфичный и многосложный объект управления. Во-первых, репродуктивный труд это производство не материальных благ, а «людей людьми», субъектами которого являются женщины и мужчины, и их решения о формах, методах и степени участия в процессе носят приватный характер. Во-вторых, результат репродуктивного труда не принадлежит его участникам (хотя родители несут ответственность за ребенка до определенного возраста). В-третьих, государство, местные органы власти, социум, региональные сообщества, предпринимательские круги, формально не являясь основными участниками репродукционного процесса, в действительности заинтересованы в его результатах. В-четвертых, факторы репродуктивного поведения граждан разнообразны и недостаточно изучены: они не вписываются ни в одну из существующих теорий экономического поведения – ни в теорию абстрактного «homo economicus», якобы всегда осуществляющего рациональный выбор, ни в новую теорию поведения на рынке индивидуумов, обладающих асимметричной информацией.
Эти особенности создают серьезные трудности при выборе адекватных методов регулирующего воздействия на репродукцию со стороны общества и государства.
Концептуальный подход к формированию экономического механизма регулирования репродукции (в качестве которого, на наш взгляд, может быть использован механизм индикативного управления) предполагает идентификацию ряда его ключевых элементов. Первоначально должна быть определена основополагающая идея механизма индикативного управления – обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала интенсивного типа путем включения репродуктивного труда в региональную экономику. Для реализации этой задачи требуется разработать соответствующиеэкономические инструменты, к которым относятся системы учета и контроля, планирования и финансирования, управления и мониторинга. Кроме того, должны быть предусмотрены и разработаны институционально-правовые рамки функционированияданного механизма.
В основу регулирования репродукции могут быть положены концепция и программа индикативного управления репродукционным процессом в регионе. Разработку такого рода программы целесообразно осуществлять в несколько этапов (см. таблицу).
Таблица 1
Этапы разработки программы регулирования репродукционного процесса в регионе
№ п/п и содержание этапа |
Цель |
Аналитический результат |
I. Оценка демографической ситуации и состояния репродукционного процесса на территории |
Диагностика текущего состояния репродукционного процесса |
Выявление наиболее значительных отклонений от нормального хода репродукции |
II. Выявление основных тенденций развития репродукционных процессов |
Выполнение экстраполяционного прогноза развития демографической ситуации |
Определение наиболее опасных отклонений в прошлом и настоящем, которые могут привести к новому резкому ухудшению демографической ситуации и качественных характеристик репродукционного процесса в будущем |
III. Определение факторов улучшения качества репродукционных процессов |
Статистическая оценка влияния различных факторов социально-экономической среды на характеристики репродукционного процесса |
Выявление совокупности факторов, способных оказать позитивное воздействие на развитие демографической ситуации в будущем |
IV.Разработка альтернативных вариантов активного прогноза развития демографической ситуации и репродукционных процессов |
Определение сценариев возможных изменений демографической ситуации |
Составление совокупности альтернативных вариантов активного прогноза репродукционных процессов |
V.Формирование экономического механизма управления репродукционным процессом |
Поиск средств перехода к расширенному воспроизводству человеческого капитала интенсивного типа |
Создание институциональных основ функционирования социально-экономического механизма управления репродукцией |
VI.Структуризация экономического механизма управления по основным участникам (сферам, подсистемам) репродукционного процесса |
Создание организационно-управленческих структур, осуществляющих регулирование репродукционного процесса |
Повышение эффективности репродукционного процесса в регионе в количественно-качественном аспекте |
Понятия об источнике административного права России
Традиционно административное право рассматривается как одна из ведущих отраслей национального права, занимающая важнейшее место в структуре национального права. В соответствии с общей теорией права критериями отраслевого деления в праве традиционно считаются предмет и метод правового регулирования. ...
Формы общественных объединений, их права и обязанности
В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь “Юридические лица, являющиеся н ...
Политическая конкуренция в плюралистической демократии
Политическая конкуренция и политический рынок в современном российском обществе становятся важными характеристиками социальной реальности. Ключевой механизм политической конкуренции – это избирательный механизм, основанный на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании – свобо ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.