Проблема статуса суда присяжных в Российской Федерации является весьма актуальной. Суд присяжных явился краеугольным камнем, составившим фундамент судебной реформы Российской Империи 1864 года, хотя он просуществовал лишь до 1917 года. Реставрация суда присяжных в России, законодательно начавшаяся в июле 1993 года, также повлекла за собой масштабные изменения в отраслевом законодательстве, перестройку всей правоохранительной системы государства.
Обвиняют суд с участием присяжных в излишней демократичности, в вынесении значительного количества оправдательных вердиктов. При этом достаточно часто озвучиваются явно завышенные цифры количества оправдательных вердиктов, выносимых присяжными заседателями.
Рассуждать о целесообразности функционирования суда с участием присяжных заседателей на территории Российской Федерации сегодня уже не стоит. Основной закон нашего государства достаточно четко определил место такого суда в российской системе правосудия. Задача законодателя состоит в принятии мер, способствующих совершенствованию норм, регламентирующих рассмотрение уголовных дел в данной форме судопроизводства.
Данный элективный курс позволит ученикам понять, как развивалось законодательство Российской империи и Российской Федерации и как оно менялось. Сформирует умения работы с юридическими документами.
Объем. Программа элективного курса рассчитана на 16 часов. Её содержание является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент курса права.
Класс 10. Представленный образовательный модуль предназначен для учащихся 10-11 классов с ориентацией на социально-гуманитарный, социально-экономический, социально-правовой профили. Содержание учебного материала программы включает новые для учащихся знания об истории российского права, развитии и функционировании законодательства о суде присяжных в Российской Империи и Российской Федерации. Знания, полученные учащимися не содержащиеся в базовых программах, создают условия для того, чтобы ученик заинтересовался историей государства и права России и проявлял дальнейший интерес к изучению права.
Цель: ознакомление учащихся с правовым статусом суда присяжных в Российской Империи и Российской Федерации, формирование умения работать с юридическими документами
Задачи:
Ознакомить учащихся с некоторыми главными проблемами применения законодательства Российской Империи.
Сформировать у учащихся представление об особенностях судопроизводства суда присяжных.
Развитие способностей учащихся к анализу правовых норм относительно конкретных условий реализации.
Оказание помощи в самоопределении ученика и выбору дальнейшего направления обучения.
Таким образом, курс должен способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся и способствовать социализации личности.
По завершению элективного курса учащиеся должны иметь представление о правовых основах суда присяжных Российской Империи, о суде присяжных Российской Федерации о их различиях и сходствах. Знать особенности судопроизводства судов разного времени, а так же права, обязанности и особенности их участников.
Учащиеся научатся проводить сравнительный анализ действующих нормативно-правовых актов с утратившими силу. Помимо изучения истории права учащиеся узнают много интересных фактов из истории развития на ярких примерах суда присяжных России.
В плане развития и воспитания данный элективный курс должен способствовать социализации личности и к дальнейшему углубленному изучению права.
Методы и формы преподавания курса.
Преимущество следует отдать интерактивным методам и формам. Индивидуальная работа, работа в парах, работа в микрогруппах по 3-4 человека, работа в группах по 7-8 человек, массовая форма работы являются способом специально организованного общения, основная цель которого - личностное развитие участников, они позволяют создавать условия для активных самостоятельных действий самих учащихся. Ролевые игры помогут учащимся осваивать различные способы и стили общения, деловую этику, создадут положительный эмоциональный настрой. Целесообразно проводить практикумы по работе с источниками. Так же необходимо включить в курс занятия в форме лекций и семинаров. Можно использовать и тестирование с целью выявления тех или иных личностных особенностей, необходимых для дальнейшего профильного обучения.
Принципы авторского права
Правовое регулирование любых общественных отношений основано на определенных принципах. В юридической литературе можно найти различные точки зрения относительно того, что следует понимать под термином «принцип». По сути – это ведущие (основные, основополагающие) начала, руководящие идеи (положения) ...
Порядок прекращения уголовного
дела и обжалование постановления о прекращении уголовного дела
Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования возможно лишь после того, как будут проверены все возможные версии совершения преступления, приняты меры к устранению противоречий в показаниях подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, заключениях экспертов, осуществлена оце ...
Стадии законодательного процесса
Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума. Основными стадиями законодательного процесса являются (ри ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.