В отечественной экономической науке «муниципальная собственность» является относительно новой категорией. В условиях монополии государственной собственности она исследовалась лишь в историческом контексте. Признание Конституцией РФ (1993 г., ст. 8, ч. 2) муниципальной собственности в качестве одной из форм общественной (публичной) собственности наравне с другими связано с признанием местного самоуправления в России. Муниципальная собственность получает официальное правовое оформление. В законодательстве о местном самоуправлении она определена как экономическая основа местного самоуправления. В то же время среди исследователей не сложилось единого мнения в определении содержания категории «муниципальная собственность», в отношении ее места в экономической системе с точки зрения взаимосвязей с другими формами собственности, а также в хозяйственной деятельности местных сообществ. В процессе ее изучения необходимо проанализировать вопросы, наиболее значимые и актуальные для теории и практики муниципального управления:
о сущности категории «муниципальная собственность»;
о роли и месте муниципальной собственности в системе общественных отношений;
о субъектах и объектах муниципальной собственности;
об оптимальных размерах этой собственности;
о роли муниципальной собственности в организации предоставления услуг населению;
об отношениях между субъектами по поводу владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также присвоения и отчуждения жизненных благ на территории муниципальных образований и др.
Впервые правовое закрепление собственность муниципальных образований получает в Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», принятого в апреле 1990 г., который, определяя общие принципы построения системы местного самоуправления, вводит новый вид собственности, кроме государственной и частной, - «коммунальную собственность».
В соответствии с Законом 1990 г. под коммунальной собственностью понималось «имущество, передаваемое безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом народных депутатов за счет принадлежащих ему средств», т.е. она образуется в результате муниципализации государственной собственности или за счет собственных средств муниципального образования (ст. 10, п. 1). В Законе также отмечается, что «коммунальная собственность составляет основу местного хозяйства». Вместо понятия «муниципальная собственность» первоначально было узаконено понятие «коммунальная собственность». По сути, это однопорядковые понятия, но коммунальная собственность – более широкое понятие, привнесенное из российской муниципальной практики прошлого, а также применяемое в современной муниципальной практике многих западных стран. К коммунальной собственности относится имущество и муниципалитетов, и имущество отдельных территориальных коллективов (коммун), не являющихся муниципальными образованиями, имущество ассоциаций муниципалитетов.
В последующих законах РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (1995г., 2003г.) муниципальная собственность определяется как экономическая основа местного самоуправления.
Образование муниципальной собственности в ходе проводимых в стране реформ происходит в основном путем муниципализации государственной собственности. При этом основным критерием, служащим основанием для принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность, является ее участие в обеспечении коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения территорий, функционирования местного хозяйства.
Место и роль муниципальной собственности в системе общественных отношений связаны не только с административными преобразованиями и разграничением полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти, но и с изменениями в правоимущественных отношениях между ними. В связи с этим исследование происхождения муниципальной собственности заслуживает специального внимания.
Понятие, функции и условия возникновения дисциплинарной ответственности
Наряду с мерами позитивного стимулирования за добросовестный труд законодательством определены меры негативного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины в виде дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности за непра ...
Повышение эффективности
управления муниципальной собственностью
Эффективное управление муниципальной собственностью является одной из главных функций, осуществляемых органами муниципального управления в процессе реализации своей деятельности. Поэтому повышение эффективности использования муниципальной собственности выступает важным направлением в реализации мун ...
Субъекты законодательного процесса
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д. Необходимо разли ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.