Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 15

Несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры, направленные на повышение эффективности ее деятельности, на практике остаются проблемы, разрешение которых возможно только путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Необходимость внесения изменений подтверждается многочисленными примерами из практики прокурорского надзора. Достаточно сказать о неединичных фактах, когда уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе об убийствах, возбуждались несвоевременно, спустя значительное время после их совершения и только после неоднократных требований прокурора.

Законодатель предпринимает меры, направленные на исправление некоторых выявленных практикой недостатков законодательного регулирования деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Но результативность минимальна, на наш взгляд, так как нарушения как имели место быть, так и остаются актуальными.

Фактический отказ от качественного надзора прокурора не обеспечивает реализацию назначения уголовного судопроизводства, создает условия для так называемой волокиты, возможности принятия необоснованных решений.

Четкая правовая регламентация, исключающая различные толкования норм закона и формирование противоречивой правоприменительной практики, является основой для результативной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве, цель которой — защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

На всех стадиях уголовного судопроизводства прокурор обязан: обеспечивать действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных, осуществлять надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания.

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законов в указанной сфере является существенным фактором в обеспечении законности в целом и соблюдении прав граждан.

На основании изучения и анализа современного состояния практики надзора за законностью указанных видов деятельности повсеместно имеют место типичные недостатки как в деятельности по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, так и в надзорной деятельности прокуратуры.

Помимо сказанного, стоит заметить, что прокурор, хотя и являясь одним из основных субъектов уголовного преследования, пользуется при этом значительно меньшими полномочиями, чем, например, прокуроры в зарубежных странах.

Необходима более детальная регламентация надзора в УПК РФ, в частности порядка и способов рассмотрения заявлений и сообщений. Требуется уточнение и конкретизация объема полномочий прокурора, они должны соответствовать полномочиям прокурора в рамках дознания и предварительного следствия, более детальная регламентация полномочий по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Требуется более детальное определение статуса заявителя о преступлении. Организация и методики прокурорского надзора должны быть нацелены, прежде всего, на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона и включать в себя обоснованную, своевременную постановку задачи, информационное и аналитическое прогнозирование проблемных ситуаций, материально-техническое и кадровое обеспечение исполнения поставленной задачи, контроль исполнения и мобильную корректировку надзорной деятельности при изменении обстановки. Необходима оптимизация надзора, совершенствование законодательной регламентации процедуры принятия каждого из процессуальных решений. В связи с этим важно внести изменения в УПК РФ, регламентирующий порядок осуществления указанной деятельности.

Следует обратить внимание, что отдельные работники полиции повсеместно стремятся внести в информацию, полученную в ходе осуществления прокурорской деятельности в указанной сфере, нужные им сведения с тем, чтобы оправдать непринятие предусмотренных законом мер, например, по установлению преступника. В литературе приводятся следующие примеры. Списание заявлений о преступлениях в наряд, как неполучивших подтверждение; подтасовка материалов проверки; заведомо неправильное отражение в документах обстоятельств происшедшего, наступивших последствий, стоимости похищенного и т.п.; отказ в возбуждении уголовного дела со ссылкой на неправильное поведение потерпевшего, незначительность материального ущерба, причиненного преступлением, нецелесообразность розыска и другие обстоятельства, не предусмотренные законом.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Другое по теме:

Источники исполнительного производства
Нормативную основу исполнительного производства составляют Федеральные законы РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" и № 138-ФЗ "О судебных приставах" [28]. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" состоит ...

Проблемы регулирование оборота алкогольной продукции в Челябинской области
На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что методы государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, действующие в настоящее время в Челябинской области, не способны в должной мере обеспечить улучшение социально экономической ситуации в регионе На основан ...

Понятие структуры механизма государства
Правоведы определяют структуру механизма государства как внутреннее строение государства, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, а также соотношение и взаимосвязь. Таким образом, предлагаю рассмотреть составляющие элементы классической модели структуры механизма государств ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru