В ст. 6 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г № 273-ФЗ и Национальном плане противодействия коррупции от 31.07.2008 г. говорится о такой экспертизе, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Автором не было обнаружено фактов назначения данной экспертизы органами предварительного следствия. В связи с этим возникают вопросы о том, могут ли органы предварительного расследования назначать данную экспертизу с целью предупреждения и расследования взяточничества, а также для проверки каких правовых актов возможно назначение антикоррупционной экспертизы.
Взяточничество является одним из наиболее частых проявлений коррупции, проникшее практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что борьба с этим преступлением на данный момент ведется правоохранительными органами с недостаточной эффективностью и нуждается в определенных совершенствованиях. В данной работе выявлены имеющие место на практике недостатки в расследовании даче-получении взятки, а также даны необходимые рекомендации по их нивелированию.
В первой главе работы указаны особенности криминалистической характеристики взяточничества. На основе данных практики автором дано описание личности участников взяточничества (взяткодателя и взяткополучателя) с учетом возрастного, образовательного критерия и т.д., и сделан вывод о том, что расследование взяточничества осложняется тем, что участниками данного преступления являются лица среднего возраста, с высшим образованием (особенно взяткополучатели), имеющие представление о работе государственных, в том числе и правоохранительных органов, а следовательно, данные лица способны эффективно противостоять органам предварительного расследования. Также автором дана характеристика способов передачи взятки, и указана зависимость способа и места передачи взятки от личности участников взяточничества: чем выше интеллектуальные способности и материальные возможности взяточников, тем более сложным (завуалированным, замаскированным) является способ передачи взятки. Помимо этого в данной главе на основе изучения уголовных дел выделены классификации целей взяткодателя (законные и незаконные; личные, корпоративные, интересы третьих лиц); показано соотношение времени дачи взятки и выполнения служебного действия (выделены взятка благодарность, взятка-подкуп и т.д.); указана зависимость обстановки совершения взяточничества от действий его участников; дана характеристика предмета взятки, а также указана зависимость источника предмета взятки от целей взяткодателя.
Во второй главе работы на основе изученных уголовных дел указана статистика поводов для возбуждения уголовных дела о взяточничестве: данные оперативно-розыскной деятельности (64 %), заявление граждан и должностных лиц (30 %), явки с повинной (2%), данные ведомственных проверок (2%), обнаружение преступления самим следователем (2%). В результате изучения Национального план противодействия коррупции от 31.07.2008 г. и ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г., автор выделяет в качестве возможного повода для возбуждения уголовного дела о даче-получении взятки обязанность государственного (муниципального) служащего докладывать работодателю о ставших ему известными проявлениях коррупции, а также представлять сведения о своем имущественном положении.
Также в данной главе говорится об особенностях основания для возбуждения уголовного дела о взяточничестве. Автором сделан вывод о том, что для вынесения постановления о возбуждения уголовного дела о взяточничестве независимо от наличия информации об обстоятельствах объективной стороны данного преступления, следователь должен обязательно иметь сведения о конкретных участниках (субъектах) дачи-получения взятки. При изучении практики выявлено, что в 80 % случаев правоохранительные органы производили проверку сообщения о взяточничестве. В ходе описания особенностей проведения данной проверки, сделан вывод о том, что в 52 % исследованных уголовных дел в сообщениях о взяточничестве содержались достаточные данные для возбуждения уголовного дела, а сотрудники правоохранительных органов из-за нежелания быть связанными процессуальными сроками расследования производили доследственную проверку, затягивая тем самым процесс раскрытия преступления и упуская возможность сразу получить доказательства вины взяточников.
Понятие предпринимательской деятельности
Изучая историю развития законодательства о предпринимательстве в России, можно проследить не только, как происходило регулирование экономики России на протяжении столетий, но и как формировались и развивались правовые и нравственные традиции предпринимательства. В литературе, посвященной истории пр ...
Причины трудовых споров
Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективно негативных фактора (две черты) спорящих сторон, в ...
Защита фирменных наименований
Постоянное развитие предпринимательских отношений, неуклонно увеличивающийся рост коммерческих организаций объективно требуют от законодателя комплексного подхода к правовому регулированию фирменных наименований, анализа ранее не учитываемых моментов. Одной из основных проблем, требующих внимательн ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.