В ходе исследования установлено, что наиболее частым способом проведения проверки сообщений о взяточничестве является оперативный эксперимент (66 % случаев). Автором дается собственное определение данного оперативно-розыскного мероприятия, приводятся отличия оперативного эксперимента от провокации взятки, описываются особенности его проведения. Также указаны имеющие место на практике упущения при производстве данного оперативно-розыскного мероприятия. Говорится о том, что оперативный эксперимент является комплексным оперативно-розыскным мероприятием, требующим значительных сил и средств, а, следовательно, для его проведения необходимо составление плана. Автором приведена возможная модель данного плана и указано, что на практике он составлялся лишь в 2 % случаев. Также отмечено, то, что образец люминесцирующего вещества, которым наносились метки на предмет взятки, отбирался сотрудниками оперативно-розыскного подразделения лишь в 6 % изученных уголовных дел, что является минусом, так как после возбуждения уголовного дела отсутствие данного образца лишает следователя возможности назначить КЭВМИ, что получит дополнительное доказательство вины взяточников.
В третьей главе дана характеристика следственных ситуаций, имеющих место на первоначальном этапе расследования взяточничества, а также указаны типичные версии обвинения и защиты. Установлено, что в 70 % исследованных уголовных дел присутствовала ситуация, когда следователь обладал информацией об участниках и различных обстоятельствах уже совершенного взяточничества, а в 30 % случаях складывалась ситуация, когда сотрудники правоохранительных органов получали сведения о фактах вымогательства взятки должностным лицом, когда передача взятки еще не была осуществлена.
Также в данной главе указаны тактические особенности, а также имеющие место на практике достоинства и недостатки при проведении первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества: допроса подозреваемых и свидетелей по дела о даче-получении взятки; проведении очных ставок; осмотра места происшествия, предметов и документов; обысков и выемки; производства судебных экспертиз.
Основываясь на изучении материалов практики с учетом приведенных в данной работе криминалистической характеристики взяточничества, особенностях возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования дачи-получения взятки, можно сделать общий вывод о том, что правоохранительные органы (в большей части это касается системы органов МВД РФ) ведут мнимую, неэффективную борьбу со взяточничеством. Уголовные дела возбуждаются после проведения длительной и зачастую не целесообразной доследственной проверки, в основном в отношении «мелких» взяточников, когда размер взятки составляет от двух до десяти тысяч рублей. В результате неполноценного проведения предварительного следствия на первоначальном этапе расследования (совершения процессуальных ошибок; не использования при производстве следственных и оперативно-розыскных мероприятий тактических приемов, разработанных криминалистикой; не проведения необходимых следственных действий и т.д.) участникам взяточничества удается уйти от уголовной ответственности, особенно в случае совершения взяточничества в соучастии.
На мой взгляд, указанные выше выводы и рекомендации, основанные на анализе материалов уголовных дел, должны помочь правоохранительным органам устранить существующие на данный момент недостатки и увеличить эффективность обнаружения и расследования взяточничества.
Источники правового регулирования железнодорожной грузоперевозки
Деятельность железнодорожного транспорта, в частности в сфере грузоперевозки, регулируется, прежде всего, нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Первостепенной юридической силой здесь обладает Конституция РФ, содержащая ряд норм о статусе и деятельности железнодорожного транспорта. Приме ...
Проблема правоприменительной практики в сфере
трудовых правоотношений, регулирующих трудовой договор
Содержание трудового договора характеризуется тем, что каждый работник в соответствии с трудовым договором обязан обеспечить выполнение работы по определенной специальности (должности) и нести персональную ответственность за нее. Однако в силу объективных и субъективных факторов (реконструкции орга ...
Сущность административных взысканий
Понятие и цели административного взыскания изложены в ст.6.1 КоАП. Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью: во ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.