На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Процессуальный порядок прекращения уголовного дела включает в себя совокупность следующих действий следователя или дознавателя: а) выбор основания для прекращения дела; б) вынесение постановления; в) обеспечение прав сторон по ознакомлению и обжалованию данного решения и принятие в необходимых случаях мер по реабилитации обвиняемого или подозреваемого.
Вынесение мотивированного постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования предполагает отражение в нем результатов предварительного расследования: описание имеющих юридическое значение установленных обстоятельств дела; анализ собранных доказательств (со ссылками на листы дела и оценкой доказательств); приведение данных о лицах, в отношении которых осуществлялось преследование; ссылки на документы, обосновывающие наличие подозрения, или постановление о привлечении в качестве обвиняемого с указанием точной юридической формулировки обвинения; применявшиеся меры пресечения и иные меры процессуального принуждения; основание для прекращения дела и устанавливающие его доказательства, наличие согласия заинтересованных лиц.
В резолютивной части постановления указываются основание для прекращения дела или преследования, решения об отмене мер процессуального принуждения, о судьбе вещественных доказательств и содержится запись с разъяснением порядка обжалования данного постановления. Если прекращается уголовное преследование без прекращения всего дела, то меры принуждения отменяются лишь в отношении данного лица.
Постановление о прекращении уголовного дела по обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности (ст. ст. 25, 26, 28, 427), вступает в силу после получения согласия руководителя следственного органа или прокурора.
Прекращение уголовного дела означает окончание расследования прекращением производства по уголовному делу в силу наличия обстоятельств, исключающих возможность дальнейшей процессуальной деятельности в рамках данного дела. Оно представляет собой одну из правомерных форм окончания предварительного расследования, позволяющую оградить невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, либо допускает упрощение правосудия в отношении лиц, обоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
В юридической литературе встречается мнение о том, что прекращение уголовного дела рассматривается как «результат неудачно проведенного расследования», однако, изучив материалы по данной проблематике, можно сделать вывод, что сведения об уголовных делах, прекращенных в установленном законом порядке, не должны являться показателями отрицательной работы органов предварительного расследования. Вместе с тем, количество прекращенных уголовных дел за последнее время имеет тенденцию к снижению.
В первой части работы изучено понятие, значение данного института уголовного процесса, кроме того, выявлены условия его законности и обоснованности.
В досудебном производстве предварительное расследование может быть окончено прекращением уголовного дела и уголовного преследования или только прекращением уголовного преследования конкретного лица. Прекращение уголовного преследования одновременно выражает освобождение лица от уголовной ответственности.
Различные юристы предлагают схожие определения понятия «основания прекращения уголовного дела», однако относительно порядка их классификации нет единого мнения. В работе основное внимание уделено разделению оснований на две группы: реабилитирующие и нереабилитирующие. Кроме того, существуют основания прекращения уголовного дела прямо не предусмотренные УПК РФ (например, в отношении Председателя Счетной палаты), однако, как справедливо отмечено, «прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности по основаниям, специально не предусмотренным уголовно-процессуальным и уголовным законодательством, может принести ощутимый вред борьбе с преступностью, поскольку оставляет безнаказанным виновного, ограничивает права граждан, пострадавших от общественно опасного деяния».
Сущность государственного управления
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. [9] Свойства государственного управления: - В государственном управлении е ...
Заключение под стражу несовершеннолетнего
Исследование практики показывает иную ситуацию. Так, согласно сведений Управления Судебного департамента в Челябинской области судами Челябинской области в течение 2005 г. и 1-го квартала 2006 г. было рассмотрено 9 ходатайств органов предварительного расследования об избрании в качестве меры пресеч ...
Проведение первоначальных следственных действий
По делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ наиболее характерными следственными действиями являются: а) задержание подозреваемого; б) осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов (рецепты и т.п.); в) обыск или выемка, личный обыск, обыск тра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.