Важная роль в государственном регулировании, осуществляемом органами судебной власти, принадлежит судебному толкованию норм законодательства, необходимость в котором часто возникает при затруднительном применении законодательных актов. Как справедливо отмечает А.Ф. Черданцев, толкование как определенный познавательный процесс, процесс придания определенного значения языковым выражениям законов и иных нормативных актов имеет место на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчества, систематизации права, при разных формах его реализации. Наибольшее значение толкование имеет в правоприменительных процессах. И хотя при издании актов судебного нормативного толкования судебные инстанции не дают оценок толкуемым законам с точки зрения их эффективности, целесообразности, справедливости и т.д., которые неизбежны в ходе правотворчества, судебные акты обладают характером нормативности и обязательности для субъектов, применяющих соответствующие нормы права, вследствие чего оказывают регулирующее воздействие на их поведение.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой сложный процесс организационно оформленной деятельности органов государства по выявлению, познанию, оценке правовых потребностей в нормативном правовом регулировании общественных отношений, созданию в соответствии с выявленными потребностями правовых норм, их корректировке в соответствии с изменяющимися условиями, а также деятельности правоприменительного характера, которая делает механизм реализации нормативного правового акта внутренне связанным, конкретным, направленным на достижение желаемых целей. Указанный процесс осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти в целях гармоничного развития рынка алкогольной продукции посредством установления правил поведения, контроля за их соблюдением, принятия мер воздействия в отношении нарушителей и защиты участников алкогольного бизнеса от неправомерного посягательства на их права и законные интересы.
Различные формы взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти открывают простор для теоретического описания многообразных проявлений государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, их адекватного понимания и практического использования. Определение основных форм взаимодействия государственных органов при осуществлении регулирующего воздействия предопределяет четкую организацию и согласованность системы мероприятий, осуществляемых указанными органами в целях гармоничного развития алкогольного рынка.
К сожалению, основы потенциальных проявлений государственного регулирования предпринимательской деятельности на рынке алкогольной продукции недостаточно полно определены Федеральным законом N 171-ФЗ.
Федеральный закон N 171-ФЗ (статьи 5 - 7) определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области производства и оборота алкогольной продукции. При этом важная сфера государственного регулирования, связанная с взаимодействием указанных органов в процессе выявления, оценки, анализа и оперативного разрешения проблем, существующих в алкогольной сфере, не находит отражения в Федеральном законе N 171-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
В сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции исполнительно-распорядительную деятельность осуществляет система федеральных органов исполнительной власти, в число которых входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и т.д. Органы государственной власти выполняют полномочия в строго установленных сферах общественных отношений. Рассмотрение и (или) разрешение вопросов, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции и не входящих в компетенцию соответствующего органа государственной власти, недопустимы.
Алкогольная продукция как товар со многими медицинскими, пищевыми, экономическими и иными свойствами нередко обуславливает возникновение проблемных ситуаций межведомственного характера. Эффективное разрешение таких проблем представляется возможным лишь в процессе взаимодействия государственных органов, выработки совместной политики государственного регулирования, совместного механизма выявления правонарушений. Возможность взаимодействия органов государственной власти, порядок и формы взаимодействия Федеральным законом N 171-ФЗ не определяются.
Несмотря на проблемы организационного характера при осуществлении государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, в Федеральном законе N 171-ФЗ невозможно не отметить положительные моменты, связанные с возможностью вовлечения в регулирующий процесс общественных организаций.
Нормативно-правовой акт как основной источник права Российской Федерации
Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, ра ...
Общие положения
Исполнение означает осуществление чего-нибудь. Поскольку мы исследуем понятие исполнения именно обязательства, а не чего-либо другого, следует обратиться к понятию обязательства, легальное определение которого содержится в п. 1 ст. 307 ГК РФ, краткий вариант его и послужит нам отправной точкой. В с ...
Сертификация продуктов как способ
государственного управления
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям». Таким образом, се ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.