Статьей 24 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданами и общественными объединениями общественного контроля за соблюдением указанного Закона. Государственные органы и должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении общественного контроля.
В целях анализа социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота алкогольной продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрена возможность создания консультативно-экспертных советов при федеральных органах законодательной и исполнительной власти и органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Российской Федерации функционирует экспертный совет, в состав которого входят представители некоммерческих организаций, а также предприятий, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции. Основными задачами экспертного совета являются разработка на основе экономико-правовых исследований рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, определение мер по борьбе с незаконным производством и оборотом указанной продукции, усиление роли государства и некоммерческих организаций в указанном процессе и другие.
Участие экспертных советов в выработке предложений по осуществлению государственной политики на рынке алкогольной продукции обеспечивает усиление демократических начал в государственном регулировании предпринимательской деятельности, активизации предпринимательских интересов и способствует развитию тенденции упрочения взаимоотношений государства и бизнес-структур.
Важность вовлечения общественности в осуществление законодательного регулирования признает кандидат юридических наук, заслуженный юрист России Н.Н. Толмачева. Рассматривая проблемы обеспечения эффективности законодательного регулирования, Н.Н. Толмачева отмечает, что авторитет и квалификация представителей общественности часто бывают более высокими, чем у профессиональных законодателей. Именно первые оказываются теми субъектами, которые способны обеспечить высокую жизнеспособность и основательную проработанность правового акта. Общественность необходимо привлекать не только к самому процессу создания и обсуждения проекта закона, но и к контролю за его реализацией. Грамотное, организованное внедрение общественности в регулирующий процесс способно снизить риск неудачи экономических и иных государственных преобразований, сблизить власть и общество и, самое главное, принимать закон не ради закона, а ради повышения благосостояния общества.
При осуществлении государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции важную роль играет выбор способа административно-правового регулирования, адекватного существующей ситуации и максимально обеспечивающего достижение целей государственного регулирования.
Среди способов административно-правового регулирования общественных отношений обычно выделяются:
а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом;
б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Например, запрещено осуществлять производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии или с нарушением лицензионных условий, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ;
в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения;
г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, юридическое лицо, осуществляющее производство и оборот алкогольной продукции, самостоятельно решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые, по его мнению, являются неправомерными. Указанный способ государственного регулирования является мягким вариантом дозволения.
Анализ законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции позволяет сделать вывод о том, что большинство содержащихся в нем норм либо предписывают участникам алкогольного бизнеса определенный вариант поведения, либо запрещают совершение определенных действий под страхом применения мер ответственности. Данное обстоятельство свидетельствует о жестком механизме административно-правового регулирования, который, однако, не затрагивает сферу непосредственной хозяйственной деятельности ее участников.
Социально-партнерские соглашения
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрас ...
О целесообразности введения понятия "аффилированное лицо"
В англо-американской (а точнее в американской) системе права, откуда это понятие было заимствовано российским законодателем (у которого, в свою очередь, его заимствовал белорусский законодатель), понятие "аффилированное лицо" (иначе - "аффилированная корпорация") обозначает отно ...
Определение места отбытия наказания в виде лишения свободы
Строгость рассматриваемого наказания характеризуется не только видом самого наказания, но и сроком его отбывания, а также видом режима исправительного учреждения, в котором отбывается лишение свободы. Вид исправительного учреждения определяется судом также в зависимости от тяжести совершенного прес ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.