Деятельность мирового судьи по делам об административных правонарушениях в процессе по применению мер административного принуждения в случаях совершения административных правонарушений проходит несколько сменяющих друг друга стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменительного процесса. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:
1) установление фактической основы дела;
2) установление юридической основы дела;
3) принятие решения по делу.
Названные стадии, характерные для правоприменительного процесса в целом, имеют место и в производстве по делам об административных правонарушениях.
В то же время Д.Н. Бахрах утверждает, что на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства может быть представлена следующим образом:
I. Административное расследование:
1) возбуждение дела;
2) установление фактических обстоятельств;
3) процессуальное оформление результатов расследования;
4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
II. Рассмотрение дела:
1) подготовка дела к рассмотрению;
2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
3) принятие постановления;
4) доведение постановления до сведения.
III. Пересмотр постановления:
1) обжалование, опротестование постановления;
2) проверка законности постановления;
3) вынесение решения;
4) доведение решения до сведения.
IV. Исполнение постановления:
1) обращение постановления к исполнению;
2) фактическое исполнение;
3) окончание исполнения (дела).
Любой стадии производства по делам об административных правонарушениях присущи следующие характерные черты:
во-первых, она является самостоятельной частью производства, имеющей свои специфические задачи;
во-вторых, ей присущ особый круг участников производства;
в-третьих, на каждом ее этапе совершаются разные юридические действия в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершаемые принятием решения в специально предусмотренной форме (оформляются специальным процессуальным документом).
Рассматривая стадии указанного производства, В.Г. Розенфельд и Ю.Н. Старилов утверждают, что производство по делам об административных правонарушениях состоит из трех стадий:
1) возбуждение производства по делам об административных правонарушениях (установление факта административного правонарушения и составление протокола);
2) рассмотрение и решение дела;
3) обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
Автор работы поддерживает данную точку зрения и в настоящей работе будут рассмотрены данные стадии.
Переходя к анализу деятельности мирового судьи в административно-процессуальном аспекте, стоит подчеркнуть, что такая деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях, протекающая в определенной процессуальной форме, состоит в установлении фактических обстоятельств дела, выборе и анализе нормы права, подлежащей применению, и в решении дела, выраженном в акте применения права. Следовательно, в ходе рассмотрения судьей административно-деликтных дел происходит реализация административно-процессуальных норм.
В процессе деятельности судьи по рассмотрению дел об административных правонарушениях особое значение приобретает строгое соблюдение норм материального права, а также порядка рассмотрения этих дел, урегулированного административно-процессуальными нормами, что обусловливается спецификой правоотношений с участием органа публичной власти, обладающего государственно-властными полномочиями по отношению к другой стороне, которая таких полномочий не имеет. Как следствие, от соблюдения административно-процессуальных норм, регулирующих административно-деликтную деятельность судьи, во многом зависит соблюдение прав граждан.
В КоАП РФ нет нормы аналогичной ч.2 ст. 202 АПК РФ устанавливающей, что производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В тоже время ряд анализ норм КоАП РФ позволяют сделать вывод, что о действиях мирового по решению вопроса о возможности принятия заявления к своему производству, которую можно условно именовать как возбуждение дела об административном правонарушении.
Как отмечается в юридической литературе, возбуждение административного дела у мирового судьи по сути совпадает с подготовкой к рассмотрению дела, которая заключается в выяснении ряда важных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу, и предусмотренная ст.29.1 КоАП РФ. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан провести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст.24 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Закон не приводит понятия «ненадлежащее качество», приводя лишь формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Очевидно, законодатель подразумевает, что товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток. Недостаток – это несоответств ...
Анализ практического применения базисных условий
поставки во внешнеторговом контракте согласно правилам Инкотермс-2000
Сфера действия Инкотермс-2000 ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное ...
Понятие наследования
Cогласно ст. 1110 ГК РФ наследование - переход имущества (наследства, наследственного имущества) умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства. Наследственное правопреемство является универсальным (общим). Это означает, что наследство, т.е. вся совоку ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.