Прежде всего, совершая процессуальные действия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, судье необходимо выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, оно направляется по подведомственности, т.е. уполномоченному на то судье, органу, должностному лицу. В этом случае судьей выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности.
Далее судья устанавливает, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья, руководствуясь положениями КоАП РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо указанных в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ (даты и места его составления, должности, фамилии лица, составившего протокол), и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и другие).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных ст. 28.05 и 28.08 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол и другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и другие материалы дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указания на выявленные недостатки протокола и других материалов дела, требующие устранения.
Необходимо отметить, что возвращение протокола возможно только на этапе подготовки к судебному рассмотрению. Оно не допускается на этапе рассмотрения дела, поскольку в ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусмотрена возможность вынесения определения о возвращении протокола и других материалов дела органу или должностному лицу, составившим его.
Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.03 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Далее судья должен установить, имеются ли обстоятельства, исключающие производства по делу. Судье следует иметь в виде, что ст. 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу. Законодателем установлен 15-дневный срок рассмотрения административного дела со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов.
По общим правилам срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующим за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо учитывать, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Правовой статус лиц участвующих в деле
Понятие «лица, участвующие в деле» в действующем гражданском процессуальном законодательстве не раскрывается. Вместе с тем, сопоставляя лиц, участвующих в деле, с остальными участниками процесса и анализируя в частности ст. 3 и 4 ГПК, следует прийти к выводу о том, что критерием отнесения кого-либо ...
Понятие и признаки юридических лиц как участников гражданских
правоотношений
Содержание понятия «юридическое лицо» является сложным объектом исследования в современно доктрине. В настоящий момент сложились множество теорий понимания сущности юридического лица. Рассмотрим некоторые из них. Основоположниками первой теории являются немецкие юристы Савиньи и Виндштейн. По мнени ...
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Принципы производства по делам об административном правонарушении - это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодатель ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.