Требование представления для проверки любых сведений о преступлениях, в целях оперативности, полагаем, должно быть обращено непосредственно к лицу, разрешающему сообщение о преступлении.
В случаях, когда прокурор признает это необходимым, в сфере его внимания могут находиться не только результаты указанной деятельности, но и ее ход. Полагаем, что прокурор вправе и даже обязан активно интересоваться ходом проверки. Систематический надзор за порядком приема, регистрации, проверки и разрешений заявлений, сообщений о преступлениях позволит ему ориентироваться в ходе проверки, повысит предупредительный характер надзора, снизит в последующем количество возможных жалоб на незаконные действия и решения.
Обязательное представление имеющихся в распоряжении средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию (ст.144 УПК РФ);
Изучение материалов проверки сообщения о преступлении, протоколов и постановлений отдельных следственных действий (для дачи согласия на возбуждение уголовного дела, ст.146 УПК РФ);
Дача согласия на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст.146 УПК РФ (ст.37 УПК РФ);
Проведение проверок исполнения требований федерального закона о разрешении заявлений и сообщений о преступлениях (ст.37 УПК РФ).
В соответствии с требованиями ранее действующего законодательства прокурор должен был проверять исполнение требований закона в указанной сфере не реже одного раза в месяц. В УПК РФ актуальность данного положения не утрачена. Генеральным прокурором РФ данное правило было дополнено безотлагательным проведением проверок соблюдения законности в данной деятельности при наличии сведений о нарушениях закона. В ведомственных актах содержится требование обязательного документального оформления результатов проводимых прокурорами проверок соблюдения законности при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Прокурору, осуществляющему данную работу, необходимо составить итоговый документ (справка, акт и т.д.). Он может состоять из нескольких смысловых блоков (1 – прием, регистрация, учет, 2 - разрешение), отвечающих нескольким параметрам.
Прежде всего, он должен отражать в динамике реальный объем работы, проводимой поднадзорным органом либо должностным лицом с учетом особенностей его структуры (для органа), функционального назначения, результативность его работы, общую характеристику надзорной работы прокурора на данном участке, количество и характер выявленных нарушений закона, меры прокурорского реагирования, принятые по результатам проверки и их результаты. В литературе предлагаются и другие критерии характеристики содержания такого документа.
Так, из практики прокуратуры г.Ангарска Иркутской области, итоговые документы представлены в виде:
- справок о результатах проверки состоянии законности при учете, регистрации и разрешении сообщений и заявлений граждан за январь-февраль 2012г. В Ангарском МРО УФСКН России по Иркутской области;
- актов проверки состояния законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях, поступающих в отделы полиции при УМВД России по г.Ангарску за октябрь-ноябрь 2012г.;
- отчетов о результатах работы УМВД России по г.Ангарску по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины и др.
На основании изложенного можно выделить примерный перечень вопросов, входящих в блок, отражающий результаты проверки законности:
Перечень подразделений, должностных лиц, которые задействованы в проверке;
Количество принятых решений по заявления, сообщениям, в то числе, возбужденных уголовных дел, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, сообщений, направленных по подведомственности (из них – незаконно, а также с нарушением установленного срока), составленных протоколов об административном правонарушении, материалов, возвращенных для дополнительной проверки;
Количество изученных прокурором материалов (из них – с не истекшим сроком проверки), отмененных решений об отказе в возбуждении уголовного дела (с направлением материала на дополнительную проверку, с возбуждением уголовного дела) письменных указаний;
Остаток нерассмотренных сообщений, количество материалов в остатке на предыдущей проверке (из них – характер принятых по ним решений, вновь оставшихся не разрешенными), остаток материалов, по которым истек установленный законом срок проверки;
Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая и ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны. Вопросам ...
Исторический аспект возникновения и развития
института ответственности в отечественном гражданском праве
Следует отметить, что по времени возникновения институт ответственности в отечественном гражданском праве можно считать одним из первых институтов этой отрасли права. Ещё в Древней Руси появились нормы, которые обязывали лиц, не исполнивших обязательства, возместить вред, причинённый в связи с этим ...
Форма договора коммерческого найма
Согласно ст. 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Такой договор не требует нотариального удостоверения. С другой стороны, несоблюдение простой письменной формы договора найма жилого помещения не влечет ее недействительности, поскольку согласно закону такие послед ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.