Деятельность прокурора, как было отмечено выше, по своей природе процессуальная, и, прежде всего, в части принятия итоговых процессуальных решений и получения определенного вида документов процессуальным путем – протокол устного заявления, протокол явки с повинной, получения согласия на принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела.
На это указывает, в частности, и анализ положений ст.ст.144-145 УПК РФ. Порядок разрешения заявлений, сообщений о преступлениях, в отличие от других заявлений, писем и жалоб граждан и юридических лиц, урегулирован нормами УПК РФ, следовательно, само по себе разрешение заявлении, сообщений о преступлениях, это уголовно-процессуальная деятельность.
В связи с этим некоторые исследователи упоминают о рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях как о неком доследственном уголовном процессе, а не как о части стадии возбуждения уголовного дела. Мы полагаем, это неверный подход, так как эта деятельность не приобретает самостоятельности такого рода и ни в коем случае не может обособляться от стадии возбуждения уголовного дела.
Ранее действующее законодательство закрепляло более универсальные полномочия прокурора. Это проявлялось в широком субъектном составе должностных лиц, органов прокуратуры, пользующихся предусмотренными полномочиями в соответствии со своей компетенцией в целях выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом (прокуроры, заместители прокуроров, старшие помощник, помощники, прокуроры отделов и управлений), а также возможности распространения их на деятельность органов и должностных лиц вне зависимости от ведомственной подчиненности. При сохранении второго, особенностью УПК РФ, в указанном плане, явилось резкое сужение круга субъектов, наделенных правами проверять исполнение требований законов в изучаемой сфере, а также дачи согласия на возбуждение уголовного дела, прокурором района (города), его заместителем, приравненных к ним прокурором и вышестоящим прокурором. На это обоснованно указывают и процессуалисты, полагающие, что только указанные в норме закона должностные лица наделены правом принимать властные процессуальные решения. Процессуальную же деятельность, не связанную с принятием властных решений вправе осуществлять по поручению прокурора или его заместителя также помощники прокурора.
Сложившаяся практика проверок указанными субъектами исполнения требований закона при разрешении сообщений о преступлениях по поручению прокурора, его заместителя свидетельствует о назревшей и объективно оправданной необходимости закрепления в ведомственном нормотворчестве Генерального прокурора РФ распространения полномочий, предусмотренные УПК РФ, на старшего помощника и помощника прокурора по поручению прокурора или его заместителя.
Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, в строгом соответствии с действующим законодательством.
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона мы относим:
право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления.
право (и обязанность) прокурора проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях;
право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (органа дознания).
Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и, в частности, ст.ст.24-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», касающихся полномочий прокурора, позволяет сделать вывод о том, что к их перечню применительно к надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, относятся следующие:
Истребование и проверка документов, материалов и иных сведений о преступлениях.
В ранее действующем законодательстве данное полномочие было прямо предусмотрено, но так как в УПК РФ отсутствует аналогичная специальная норма, полагаем, данное полномочие сохраняет свое значение и законодательно охватывается положениями ст.37 УПК РФ.
Государственные служащие как субъекты административного права
Служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определ ...
Правосознание: понятие, структура, формы
В начале 90-х годов Россия встала на путь демократизации и гуманизации, приоритета прав и свобод человека, соблюдения международных стандартов, что обусловило целый ряд реформ, которые затронули практически все сферы жизни, реструктуризируя органы государственной власти и правовые институты. Продол ...
Принципы юридической ответственности
Принципы юридической ответственности могут быть разграничены и сгруппированы по различным основаниям. По нашему мнению, следует обособить закрепленные в законодательстве принципы, т.е. исходные, основополагающие, нормативно-руководящие начала, которые обязаны учитывать при установлении и реализации ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.