На наш взгляд существуют проблемы, могущие стать препятствием для качественной реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" либо послужить поводом для возникновения проблем в других сферах.
1. К таким положениям, прежде всего, необходимо отнести положение п. 2 ст. 4 названного Федерального закона, в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу, "как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают", а направление граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, осуществляется только "при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".
Во-первых, в названной норме говорится о территории субъекта Российской Федерации, в которых постоянно проживает гражданин, а вовсе не о месте его жительства. Из этого следует, что, направление гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он постоянно проживает, в одном случае может сопровождаться изменением места его жительства, в другом - нет. В равной степени это относится и к случаям направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживают.
Во-вторых, направление граждан на альтернативную гражданскую службу вне места их жительства не может являться самоцелью, а должно осуществляться только в случаях явно выраженной государственной или общественной в этом потребности, соизмеренной с материальными затратами на обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы гражданами вне места их жительства.
В-третьих, указанная норма, в силу ее неконкретности (в частности, понятие "при невозможности"), может создать реальную угрозу для возникновения и развития коррупции в органах, принимающих решение о месте прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Одной из основных характеристик альтернативной гражданской службы является место ее прохождения.
От того, в каких сферах, в каких организациях и на каких должностях граждане будут проходить альтернативную гражданскую службу зависит не только сохранение (повышение) ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но и эффективность использования труда этих граждан в целом.
Поэтому место прохождения альтернативной гражданской службы должно определяться исходя прежде всего из интересов общества и государства. В этой связи альтернативная гражданская служба должна быть предусмотрена в любых организациях, а не только в социальной сфере. При этом основное, чему должны соответствовать такие организации - это отсутствие основных признаков, характеризующих военную службу, главными из которых является обязанность быть готовым к вооруженной защите себя, других и государства, к уничтожению противника в условиях вооруженной агрессии против Российской Федерации.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, для прохождения последней могут направляться в любые организации, где не предусмотрена военная служба, включая правоохранительные органы, организации оборонно-промышленного комплекса, образовательные учреждения, сельскохозяйственные, строительные, экологические организации, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу обслуживания и т.д.
Отсюда - прохождение альтернативной гражданской службы должно быть предусмотрено не только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и в других организациях, которые будут определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Понятие и общая характеристика органов
исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...
Гражданские правоотношения: понятие, содержание, виды
В юридической науке достаточно много внимания уделялось и уделяется теории правоотношений, выработано их понятие, признаки, отличающие правовые отношения от других видов социальных отношений. Категории «правоотношения» принадлежит важная роль в механизме правового регулирования, а гражданским право ...
Меры социальной поддержки членов семьи сотрудника органов
внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей
Право на погребение погибших сотрудников за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший проходил службу. (Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 №460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов вн ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.