Основанием освобождения от уголовной ответственности
несовершеннолетних является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая добиться целей исправления преступника другими, не уголовно-правовыми методами. Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно при наличии следующих взаимосвязанных условий:
1) совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести;
2) положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Суд, найдя возможным прекратить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего на стадии предания его суду, также направляет материалы дела в специализированный орган для применения мер воспитательного воздействия. Если же к такому выводу суд придет на стадии судебного разбирательства, то он, прекратив уголовное дело, сам применяет меры воспитательного воздействия, названные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Их — четыре. Мерами воспитательного воздействия являются:
1) предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных в УК РФ;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (детского дома, интерната) состоит в возложении на указанных лиц или учреждение обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
3) возложение обязанности загладить вред применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации. Назначается данная мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Заглаживание вреда личным трудом — наиболее эффективная среди прочих мера воздействия на подростков;
4) ограничение досуга и установление особых требований к по-ведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
Общим для них является то, что все они называются воспитательными, т. е. каждая из мер в той или иной степени преследует цель воспитания подростка в духе уважения к законам, нормам морали и нравственности, правилам поведения несовершеннолетних дома, в учебном заведении, на улице, в общественных местах. В то же время названные меры носят принудительный характер, т. е. применяются без учета желания подростка и его родителей волей государственных органов, наделенных специальными полномочиями по их применению. Неисполнение назначенной меры влечет для подростка негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.
Идея условного осуждения, в результате которого приговор, вступивший в законную силу, не мог быть немедленно приведен в исполнение или не был приведен в исполнение совсем, известна была еще раннему законодательству многих государств, среди которых Россия — не исключение. Суть условности неприведения приговора суда в исполнение первоначально заключалась либо в предоставлении осужденным доказательств своего примерного поведения в будущем, либо непосредственно в таковом поведении в течение определенного законом срока.
К факторам, обусловливающим необходимость и целесообразность введения в уголовное законодательство института условного осуждения, относятся, с одной стороны, довольно богатая судебная практика назначения кратких сроков лишения свободы и социально-нравственные характеристики личности осужденного. Последнее обстоятельство, бесспорно, заслуживает предпочтения. Что же касается предполагаемой (законодателем и правоприменителем) эффективности кратких сроков лишения свободы, то эта идея не столь уж бесспорна и безобидна.
В соответствии с действующим отечественным законодательством условное осуждение применяется факультативно по усмотрению суда. При этом учитывается характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Иными словами, суть условного осуждения заключается в том, что суд, учитывая фактические и правовые обстоятельства совершения преступления и личность подсудимого, приходит к выводу о признании условным назначенного ему наказания. Это выражается в неприведении в исполнение приговора в полной его части под условием, что осужденный в течение установленного судом испытательного срока своим поведением докажет свое исправление.
Правила оборота алкоголя в Российской Федерации
1. Требования к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с требованиями ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ только при наличии следующих сопроводите ...
Понятие апелляционной инстанции
Апелляция (лат. appellatio – обращение) – обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра постановления нижестоящего суда, рассмотревшего дело. Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в зако ...
Юридическая деятельность Министерства образования Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим в установленном порядке управление и координацию деятельности других республиканских органов исполнительной власти, мун ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.