Термин «иные меры уголовно-правового характера» появился в УК РФ в 1996 г. В ч. 2 ст. 2 УК РФ отмечалось, что, решая задачи охраны общественных отношений и предупреждения преступлений, Уголовный кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершения преступления. Кроме того, иные меры уголовно-правового характера указывались законодателем также в ст. 4 и 6 УК РФ, которые закрепляли действие принципов законности и справедливости.
Однако, введя в перечисленных выше статьях УК РФ новый уголовно-правовой институт, законодатель не дал его определения и даже не определил перечень мер, которые можно считать иными мерами уголовно-правового характера.
Это породило научные дискуссии по поводу юридической природы иных мер уголовно-правового характера и отнесения к ним различных институтов уголовного права. Различные авторы к иным мерам уголовно-правового характера относили принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного характера, условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности и другие.
Для реализации охранительных и превентивных задач уголовного закона в РФ установлена «двухколейная» система уголовного права, что означает применение или наказания, или иных мер уголовного воздействия (или их совокупности) за совершение запрещенных законом деяний. Из самого текста закона к такому выводу придти сложно, так как в уголовном законе данные меры закреплены обособленно друг от друга, не имеется дефиниции, объединяющей их в одно целое, – последствий совершения запрещенного законом деяния. Полагаем, что такой обобщающей категорией можно назвать «меры уголовно-правового воздействия».
Этот пробел – понятие мер уголовно-правового воздействия – разрабатывается наукой уголовного права. В юридической литературе имеются различные точки зрения по поводу определения понятия мер уголовно-правового воздействия, анализ которых дает основание утверждать, что в теории уголовного права не сложилось какого-либо единого мнения. Не имея возможности привести все авторские определения понятия мер уголовно-правового воздействия, отметим, что в целом они сводятся к тому, что меры уголовно-правового воздействия – это государственные меры реагирования на совершенное преступление.
А. С. Пунигов под мерами уголовно-правового характера понимает «…установленные уголовным законом существенно ограничивающие права и свободы человека принудительные меры карательного, исправительного и воспитательного воздействия, применяемые к лицам за совершение преступлений, в целях охраны общественных отношений и предупреждения преступной деятельности».
Полагаем, понятие мер уголовно-правового воздействия как обобщающий термин всех уголовно-правовых средств должно отражать не только один из его видов – наказание, но и иные меры, которые отличны от наказаний, а также другие меры воздействия, которые имеются в арсенале уголовного закона. Рассматриваемое авторское определение скорее является понятием наказания и не может претендовать на определение категории, обобщающей все меры уголовно-правового воздействия, как минимум по следующим основаниям.
Во-первых, использование автором в определении понятия мер уголовно-правового воздействия слова «существенно» представляется спорным. Существенное ограничение или лишение прав и свобод лица, совершившего преступление, является характерной чертой наказания как вида мер уголовного воздействия, но никак не иных мер уголовного воздействия. При применении иных мер, безусловно, в той или иной мере ограничиваются права и свободы человека, но не в том объеме и интенсивности воздействия, какое предполагается при применении наказания. Кроме того, так как иные меры уголовного воздействия являются альтернативными уголовному наказанию мерами, полагаем, как альтернатива они не могут быть строже самого наказания.
Во-вторых, указание в определении на карательную сущность мер уголовного характера является неверным в связи с тем, что к мерам уголовно-правового воздействия, помимо наказания, относятся также и иные меры уголовно-правового воздействия, содержанием которых, в отличие от наказания, является некарательная направленность (например, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, принудительные меры медицинского характера, соединенные с наказанием, отсрочка отбывания наказания). Как справедливо отмечено М.Ф.Гареевым, «их социально-правовое значение заключается в достижении целей исправления осужденного и предупреждения новых преступлений не карательными средствами».
В-третьих, указание на исправительное воздействие также является неверным в определении, обобщающем все меры уголовного воздействия, в связи с тем, что принудительные меры медицинского характера (как иные правовые последствия совершенного деяния) не могут преследовать цели исправления психически больного лица, совершившего общественно опасное деяние.
В-четвертых, в связи с тем, что термин «меры уголовного воздействия» является обобщающей категорией для обозначения всех средств уголовного воздействия, полагаем, что они применяются не только за совершение преступления, но также и за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ (например, принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ).
Не отрицая того, что наказание является основной формой реализации уголовной ответственности, необходимо солидаризироваться с мнением тех авторов, которые считают, что наказание не может быть признано единственно возможным средством противостояния преступности, что необходимость в альтернативных наказанию мерах является насущной потребностью. Отличные от наказания меры уголовного воздействия не могут восприниматься как «исключение из правил», являются полноценным, существующим и вполне эффективным институтом уголовного права.
Применение одних только наказаний не способно на должном уровне решать задачи по реализации охранительной и предупредительной функции уголовного права, удовлетворять потребность современного цивилизованного общества в обеспечении правопорядка, охраны прав и свобод личности, интересов общества и государства от преступных посягательств, а также в декриминализации основных сфер его жизнедеятельности. Это объясняется рядом объективных факторов. Поэтому выделение в УК иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицам, совершившим преступление не только правильный и своевременный, но и необходимый шаг.
В данной работе будет раскрыто понятие иных мер уголовно-правового воздействия, их место в системе мер уголовно-правового воздействия и соотношение с наказанием, а также описаны виды иных мер уголовно-правового воздействия, такие как принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества, принудительные меры воспитательного воздействия, условное осуждение.
Понятие договора применения
Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства – гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг ...
Сущность аренды предприятия, права сторон
По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в ...
Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме,
регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях
Любая целенаправленная деятельность предполагает в своей основе наличие определенного порядка и способов своего осуществления. В русском языке термин «организация» означает учредить, подготовить, наладить, объединить, упорядочить что-нибудь. А «методика» - совокупность методов (способов) практическ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.