Во второй главе был произведен анализ законодательный процесс в ФРГ и Швейцарии. Из рассмотренного материалы можно сделать следующие выводы:
Нормативное закрепление законодательного процесса, прав и обязанностей субъектов законодательной деятельности содержится в специальном федеральном законе. По такому пути пошли в Швейцарской Конфедерации, где помимо регламентов каждой из палат Федерального Собрания был принят и вступил в действие Федеральный закон Швейцарии «О Федеральном Собрании», который четко и подробно регулирует законотворческую процедуру, права и обязанности участников законодательного процесса и другие важные аспекты правотворческой деятельности. Подход в «широком» смысле предусматривает, что не только внутриорганизационная, но и конкретизация законодательной деятельности должны находиться в исключительном ведении парламента и регулироваться нормами регламента (Россия, Германия).
В третьей главе проведен сравнительный анализ законодательного процесса в Германии, Швейцарии и России.
Таким образом, законотворчество - непрерывно развивающийся процесс, на который влияют проблемы экономики, политики, культуры, социальной жизни, накапливающийся опыт законотворчества в России и за рубежом, переменчивые внутри- и внешнеполитические и социально-экономические обстоятельства, а в современных условиях - еще и информационные технологии.
Полномочия парламента
Стадии законодательного процесса
Аналитическая справка
За 20-летний период субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу было внесено примерно 21 000 законопроектов. Большинство из них прошли полный цикл рассмотрения. Порядка 4900 законов приняты (одобрены) Государственной Думой, одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом Российской Федерации, опубликованы и вступили в законную силу. Более 14 000 законопроектов были отклонены, отозваны инициаторами или возвращены авторам.
В настоящей справке приводятся материалы Аналитического управления Аппарата Государственной Думы, подготовленные на основании информации, содержащейся в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) по состоянию на 11 ноября 2013 года (с начала работы Государственной Думы второго созыва). Показатели работы Думы первого созыва рассчитаны исходя частично из данных АСОЗД (являющихся неполными за период 1994—1996 гг.) и материалов справочно-правовой системы «Гарант».
Созывы Государственной Думы имеют разную продолжительность: два года (первый созыв), четыре года (второй, третий, четвертый и пятый созывы) и пять лет (шестой созыв). Наибольшее количество законопроектов было внесено в период работы Государственной Думы четвертого созыва (4792), из которых принято и опубликовано 23,4 % (что на 7,9 % больше, чем в третьем созыве и на 12,6 % меньше, чем в пятом созыве). Данные по пятому созыву Государственной Думы показывают, что более трети законопроектов, внесенных в этот период, стали законами (приняты в пятом и в шестом созывах) .
Количество внесенных на рассмотрение Государственной Думы законопроектов за 20 лет работы и прогноз на период до 2016 года
Первый созыв |
Второй созыв |
Третий созыв |
Четвертый созыв |
Пятый созыв |
Шестой созыв (на 11.11.2013) | |
Количество законопроектов, внесенных за созыв |
596 |
4034 |
4284 |
4792 |
4339 |
2454 |
из них принято и официально опубликовано законов: | ||||||
в абсолютных числах |
367 |
697 |
663 |
1119 |
1565 |
484 |
в процентах |
61,6 |
17,3 |
15,5 |
23,4 |
36,0 |
19,7 |
Как видно из таблицы 1, во втором - в четвертом созывах количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу, постоянно возрастало. Вместе с тем возросло и количество принятых и официально опубликованных законов - с 697 во втором созыве до 1565 в пятом созыве.
Юридические аспекты при заключении и изменении трудового
договора
Действующее трудовое законодательство устанавливает определенную процедуру приема на работу, заключения трудового договора, их документальное оформление. В современных условиях работодатели подходят к вопросу оформления приема на работу различно, впадая порой в ту или иную крайность. В одном случае ...
Нормативное правовое регулирование развития малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. Правовое регулирование вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закон ...
Административная ответственность
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.