Поступательный правовой конституционный процесс предотвратил развал страны и стабилизировал основы нашей государственности.
Участие в развитии законодательства Президента Российской Федерации как главы государства, наделенного конституционными полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики государства, используя конституционную возможность обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, а также активное использование права законодательной инициативы другими ветвями власти сделало возможным создание необходимой нормативной базы, охватывающей все стороны общественной и государственной жизни, - законодательства, отвечающего новым принципам общественных отношений и запросам построения жизни в Российской Федерации.
Главное на данном этапе - перейти от стремительно принимаемых законодательных решений к регулированию на основе стратегического видения проблем как основе стабильного и устойчивого развития страны.
При всем критическом отношении к анализу двадцатилетнего периода в истории Российского государства можно с уверенностью констатировать: по самым разным оценочным параметрам это было конституционно-правовое развитие. Можно также уверенно утверждать, что правовая система новой России состоялась. Она отражает российский федерализм, включает в себя элементы и признаки правового и социального государства. Можно констатировать и тот факт, что российское законодательство к настоящему времени в основных своих отраслях сложилось.
Специфика развития законодательства сегодня состоит в том, что принимаются новые законы общего характера, выполняющие роль кодексов. Это касается прежде всего формирования совершенно новых массивов законодательства в той или иной области (образование, энергетика, культура и так далее).
Перед законодателем встает задача модернизации законодательства, что предполагает его новую композицию - сочетание базовых отраслей с новыми, претендующими на самостоятельное регулирование. Процесс модернизации не преследует целей изменения ценностей, но он предполагает коррекцию принципов, учет новых отраслей и обеспечение эффективными решениями вновь возникающих проблем. В качестве примера можно указать на необходимость развития миграционного законодательства, с тем чтобы оно отвечало новым реалиям, учитывало остроту и сложность миграционных процессов.
Модернизация правовой системы предполагает также обогащение методов правового регулирования, комплексное их использование, научное соотнесение с предметом регулирования.
Сегодня можно также констатировать избыточность нормативного вмешательства государства в общественные отношения, мелкотемье и противоречивость регулирования. По общему мнению специалистов, многие недостатки законодательства могли бы быть устранены путем систематизации подходов к подготовке нормативных актов.
В данной работе были рассмотрены основы законодательного процесса в европейских государствах (Германия, Швейцария, Россия).
В результате выполнения данной работы были решены следующие задачи
выделены понятие, признаки и значение законодательного процесса;
проанализирована история становления и развития законодательного процесса в России, Германии и Швейцарии;
охарактеризован законодательный процесс в Германии и Швейцарии; определить нормативную базу, структуру парламента и стадии законодательного процесса;
проведен сравнительный анализ законодательного процесса в Германии, Швейцарии и России;
выделены принятие и одобрение, устранение разногласий между палатами парламента и вступление в силу.
Законодательный процесс или, как его еще называют, законодательная процедура - разновидность юридической процедуры: закрепленный в Конституции, законодательстве и (или) в регламенте законодательного органа порядок внесения, обсуждения и голосования законодательной инициативы.
Законодательная процедура в государстве складывается исторически под воздействием ряда факторов, прежде всего позитивного и негативного опыта законотворческой деятельности в предшествующий период .
Некоторые элементы такого опыта обязательно сохраняются, воспроизводятся в законодательстве и регламенте законодательного органа на новом этапе его развития, другие элементы, наоборот, активно отрицаются или игнорируются.
Правотворчество всегда находится под сильным влиянием политической ситуации, политических интересов представленных в палатах парламента фракций, которые, используя регламентные механизмы, пытаются обеспечить себе преимущества, а иногда и прямой контроль над законодательным процессом, тем более это характерно для столь динамичного последнего двадцатилетия развития российской государственности.
Наконец, на законодательный процесс влияет развитие юридической техники, современных информационных технологий и процедур, которые во многом предопределяют технологии государственного управления, в том числе и технологии работы с законодательной информацией.
Новая Конституция Российской Федерации сохранила двухпалатную структуру законодательного органа - Федерального Собрания Российской Федерации, но компетенция палат, их взаимодействие в законодательном процессе стали совершенно иными. В Верховном Совете РСФСР палаты (Совет Республики и Совет Национальностей) были равноправны, каждая из них могла рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета Российской Федерации, однако при этом в Совете Республики рассматривались прежде всего вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, а также рассматривались акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.
Основания, порядок и правовые последствия признания граждан безвестно
отсутствующими и объявления их умершими
Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, об ...
Восприятие незаконной торговли природными ресурсами
В уголовно-правовой доктрине организованная преступность определяется как "деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитской, антиконституционной, контрабандно-валютно ...
Специальная дисциплинарная ответственность: понятие, виды взысканий, субъекты
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам: 1) кругу лиц, подпадающих под ее действие; 2) мерам дисциплинарного взыскания; 3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; 4) по порядку применения и обжалования взысканий. Одним из видов специ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.