Государство » Основы законодательного процесса в европейских государствах » Стадии законодательного процесса

Стадии законодательного процесса

Страница 2

Немецкий термин «Referendumsdrohung» («угроза проведения референдума») часто используется швейцарскими политиками, СМИ, в парламентских дебатах, когда речь заходит о непосредственной демократии. Очевидно, и Союзный совет, и Администрация, и Союзное собрание принимают во внимание «угрозу референдума», поскольку зачастую, прежде чем законопроект будет направлен на рассмотрение в парламент, проводятся опросы общественного мнения по вопросу, который намереваются включить в законопроект. В Швейцарии это принято называть «Vernehmlassungsverfahren» («процесс консультаций»).

Следует отметить, что механизмы непосредственной демократии на федеральном уровне включают в себя две категории – это народная инициатива и референдум (обязательный, факультативный). Каждая из этих категорий может использоваться для достижения различных результатов и имеет свои структурные особенности.

Обязательный референдум – это референдум, который проводится по вопросам, предусмотренным ч. 1 ст. 140 Конституции. Так, на голосование народа и кантонов выносятся вопросы относительно изменений Союзной конституции, вступления и членства в различных международных организациях. На голосование народа выносятся: народные инициативы по полному пересмотру конституции, народные инициативы по частичному пересмотру Конституции в форме общего предложения, отвергнутого парламентом, а также вопрос о том, следует ли проводить полное изменение Конституции, если обе палаты Союзного собрания не согласны с этим.

Факультативный референдум может быть проведен по вопросам принятия новых или изменения действующих союзных законов, равно как и международных соглашений, а также в отношении союзных законов и срочных союзных законов, вступивших в силу и действующих не более года. Факультативные референдумы проводятся в том случае, если в течение 100 дней будет собрано 50 000 подписей в поддержку референдума или если 8 кантонов требуют проведения референдума.

В соответствии со ст. 142 Конституции проекты, выносимые на голосование народа, принимаются, если за это высказывается большинство голосующих, а проекты, выносимые на голосование народа и кантонов, принимаются, если за это высказываются большинство голосующих и большинство кантонов.

Что касается инициатив, то каждый раз, когда инициатива проходит рассмотрение, необходимо собрать определенное количество подписей зарегистрированных избирателей для того, чтобы Союзный совет или Союзное собрание провели референдум. Конституция Швейцарии предусматривает два различных механизма инициатив:

Народная инициатива по частичному изменению Конституции дает избирателям возможность предложить вариант пересмотра части федеральной Конституции (ст. 139 Конституции). Народная инициатива частичного пересмотра Союзной конституции может иметь форму общего предложения или разработанного проекта. Народная инициатива по полному пересмотру конституции, так же как и народная инициатива по частичному изменению Конституции, требует в качестве поддержки 100 000 подписей избирателей (ст. 138 Конституции). В обоих случаях подписи необходимо собрать в течение 18 месяцев после регистрации инициативы.

Следует подчеркнуть, что на кантональном уровне прямая демократия распространена еще более широко. Однако интенсивность обращения к механизмам прямой демократии в различных кантонах неодинакова: с 1970 до 2003 года в Цюрихе было проведено 457 референдумов, в то время как в Тичино – 53 референдума (в кантоне Юра было проведено всего 45 референдумов, хотя сам кантон был создан в результате референдума в 1979 году).

Швейцарские избиратели имеют возможность участвовать в федеральных референдумах в среднем четыре раза в год. Обычно при проведении федерального референдума избирателей привлекают также к решению ряда местных вопросов, связанных с кантоном или общиной. За вторую половину двадцатого столетия явка на федеральные референдумы снизилась с 50-70% в среднем до 40%. Подобный спад наблюдается и на федеральных выборах, где явка упала с 80% до 45%. Согласно одним предположениям, такая относительно низкая явка избирателей объясняется тем, что количество выборов превышает возможности швейцарцев принять в них участие. Однако многие также утверждают, что среди населения Швейцарии намного больше политически активных граждан, чем это явствует из приводимых 40 процентов, поскольку не всегда эта процентная величина составляет один и тот же круг избирателей на разных выборах и референдумах.

А теперь подробнее остановимся на стадиях законодательного процесса в рамках деятельности Союзного собрания.

Правом законодательной инициативы обладают партии, ассоциации, Союзный совет, кантоны, Союзная администрация, фракции и отдельные парламентарии (ст. 160 СК, ст. 6, 107 Закона о Союзном собрании). Инициатива по созданию нового, по отмене или изменению уже существующего закона подразделяется на: народную инициативу, кантональную инициативу, правительственное предложение (Verwaltungstätigkeit), парламентскую инициативу. Также следует отметить, что инициатива может быть внесена как в виде разработанного законопроекта, так и в форме предложения. Инициативы и предложения парламентариев рассматриваются в компетентных комиссиях парламента. Комиссия, в которую подавалась инициатива, решает давать ли ход инициативе. (ч. 2 ст. 109 Закона о Союзном собрании). Для того, чтобы инициатива получила ход, она передается на рассмотрение в ответственную комиссию другого Совета, которая приглашает представителей первой комиссии, ранее рассматривавшей законопроект, для представления своего заключения. В том случае если второй совет не соглашается с инициативой, она считается отклоненной (ч. 3 ст. 109 Закона о Союзном собрании). Согласно ч. 2 ст. 110 Закона о Союзном собрании, инициатива в любом случае подлежит рассмотрению в Союзном собрании, если: она направлена на изменение парламентского права; Союзный совет не приступил в установленный срок к подготовке законопроекта, разработка которого ему была поручена посредством предложения (Motion) Союзного собрания; путем внесения инициативы результат будет достигнут быстрее, чем посредством предложения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Причинение тяжкого вреда здоровью
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – наиболее опасное преступление, посягающее на безопасность здоровья человека. Под здоровьем в данном случае понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений. Кодекс УК РФ относит к ним: ● ...

Общие правила о наследовании
Наследование – процесс перехода имущество умершего (наследство, наследственное имущество) к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследода ...

Методика расследования краж
Согласно ст. 158 УК РФ под кражей понимается тайное хищение чужого имущества. Это наиболее распространенное преступление против собственности. Чаще всего встречаются кражи из квартир, дач, гаражей и других помещений, принадлежащих отдельным гражданам, кражи личных вещей на вокзалах и в поездах и т. ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru