Прекращение уголовного дела представляет собой завершающий этап стадии предварительного расследования, представляющий собой «комплекс процессуальных действий, направленных на проверку всесторонности, полноты и объективности проведенного расследования и обеспечения прав и законных интересов участников процесса, окончательную систематизацию материалов уголовного дела, формулирование и обоснованию выводов по уголовному делу в итоговом для данной стадии документе и препровождении дела по назначению». Особенность данной формы окончания предварительного расследования состоит в том, что компетентное должностное лицо при наличии установленных в Уголовно-процессуальном кодексе РФ оснований (основания прекращения уголовного дела на стадии предварительного расследования будут рассмотрены во второй части данной работы) завершает производство по уголовному делу без направления его в суд. Такое положение возможно, если в процессе расследования уголовного дела получены достаточные доказательства о наличии условий и обстоятельств, исключающих, согласно закону, возможность или необходимость дальнейшего производства либо влекущих освобождение лица от уголовной ответственности.
В юридической литературе встречается мнение о том, что прекращение уголовного дела рассматривается как «результат неудачно проведенного расследования». Таким образом, прекращение уголовного дела рассматривается в качестве своеобразного «брака» в работе, поскольку в статистических обзорах качества работы следователей и дознавателей ОВД одним из показателей является количество прекращенных ими уголовных дел. Однако, такое утверждение, на мой взгляд, является спорным, поскольку прекращение уголовного дела не всегда свидетельствует о необоснованности его возбуждения. Можно в полной мере согласиться с мнением Б.Д. Завидова о том, что прекращение уголовных дел представляет собой одну из правомерных форм окончания предварительного расследования, позволяющую оградить невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, либо допускает упрощение правосудия в отношении лиц, обоснованно подвергнутых уголовному преследованию. Прекращение уголовного дела, напротив, в определенной мере устраняет вред, причиненный необоснованным возбуждением уголовного дела, и может быть следствием того, что органу предварительного расследования удалось выяснить сложные и запутанные обстоятельства дела, которые не были очевидными на момент его возбуждения, и установить, что преступления в действительности не было, или выявить данные о совершении преступления, требующие прекращения уголовного дела. Кроме того, может возникнуть такая ситуация, когда на момент возбуждения некоторых уголовных дел невозможно иногда предвидеть наличие оснований прекращения уголовного дела, так как они устанавливаются в результате предварительного расследования.
Значение рассматриваемого этапа окончания предварительного расследования сложно велико, не случайно, законодатель закрепил положение о том, что реализация указанных в ст. 6 УПК РФ целей уголовного судопроизводства осуществляется не только путем привлечения виновных к уголовной ответственности и их наказания, но и в результате освобождения от уголовной ответственности путем прекращения уголовного преследования в предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальном законодательством случаях.
Сегодня прекращением производства по уголовному делу в стадии предварительного расследования заканчивается значительное число уголовных дел. Однако статистические данные указывают на то, что количество и общее количество прекращенных уголовных дел от общего числа уголовных дел, оканчиваемых производством органами расследования, за последнее время имеет тенденцию к снижению.
Конституция РФ провозгласила человека высшей ценностью, а защиту его прав, свобод и законных интересов – обязанностью государства. С этим положением тесно связан такой важнейший принцип уголовного процесса как законность при производстве по уголовному делу. Законность и обоснованность - требования, которые предъявляются ко всем процессуальным решениям, в том числе и к решениям по окончании предварительного расследования.
Система органов исполнительной власти и их правовое положение
Теперь, зная необходимый материал о системе органов исполнительной власти, необходимо изучить, правовое положение органов исполнительной власти, что сформирует полную картину об органах исполнительной власти. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ...
Практика работы Главного управления материальных
ресурсов Челябинской области по управлению закупками для государственных и
муниципальных нужд
За 2011 год подведены итоги по 147 торгам, разработанным и объявленным в 2010 году в счет финансирования в 2011 на общую сумму финансирования 9 820,47 млн. руб. За 2011 год подведены итоги по 4605 торгам, на общую сумму финансирования 13 510,26 млн. руб. За отчетный период Управлением размещено про ...
Законотворческий процесс
Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц. В республ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.