Основным источником права в Грузии являются законодательные и иные нормативные правовые акты. Их иерархия включает Конституцию, органические и обычные законы Парламента, указы Президента Республики, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
Грузинской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (п.3 ч.1 ст.73) во время чрезвычайного положения Президент издает имеющие силу закона декреты, действующие до окончания чрезвычайного положения; осуществляет чрезвычайные мероприятия. Декреты представляются в Парламент, когда он соберется на заседание.
Интересно, что в Грузии как такового государственного арбитражного суда, а тем более арбитражной системы нет. Есть коммерческий арбитраж, который сам по себе является не чем иным, как обществом с ограниченной ответственностью. Дела между юридическими лицами рассматриваются на коммерческой основе. Однако все решения должны получить подтверждение в гражданской коллегии общего суда. На всякий случай, так сказать.
Помимо институциональных реформ, был проведен комплекс законодательных изменений, касающихся и статуса судей и работы суда. Среди них — пожизненное назначение судей. Оно будет реализовано, согласно новому закону с 2013 года. По мнению местных экспертов, это очень большое достижение, гарантирующее независимость.
Еще одним важным моментом было принятие специального закона, регламентирующего правила коммуникации судей общих судов, нормы поведения не только судей, но и высокопоставленных должностных лиц. Этот закон предусматривает серьезные уголовные санкции, за нарушения принципов независимости судей. Причем наказываются не только судьи, но и те, кто пытается оказать на них какое-либо влияние. Этакий «кодекс этики правосудия», регламентирующий поведение всех явных и скрытых участников и интересантов процесса.
Парламент Грузии обладает значительными правомочиями в государственно-кадровой сфере: только с его согласия Президент назначает министров, послов и иных дипломатических представителей Грузии; по представлению Президента он избирает председателя и судей Верховного суда, а также членов Совета Национального банка Грузии, назначает генерального прокурора и председателя Палаты контроля; по своей инициативе - 3членов Конституционного суда и Народного защитника Грузии.
Глава государства и глава исполнительной власти - Президент Грузии, должность которого учреждена в апреле 1991 г. Он избирается непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом только дважды подряд.
Президент Грузии направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. Президент является высшим представителем страны во внешних сношениях.
Во внешнеполитической сфере Президент Грузии заключает международные договоры и соглашения, ведет переговоры с иностранными государствами; с согласия Парламента назначает и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Грузии; при нем аккредитуются послы и иные дипломатические представители иностранных государств и международных организаций.
Значительные полномочия принадлежат Президенту в области обороны и безопасности страны, что объясняется сложной военной и политической обстановкой в Республике. В случае вооруженного нападения на Грузию он объявляет военное положение, при наличии соответствующих условий заключает мир и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента; во время войны или массовых беспорядков, при посягательстве на территориальную целостность страны, в случае военного переворота или вооруженного восстания, экологической катастрофы и эпидемий или в иных случаях, когда органы государственной власти лишены возможности нормально осуществлять свои конституционные полномочия, объявляет чрезвычайное положение на всей территории страны или в какой-либо ее части и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение в Парламент. Президент вправе с согласия Парламента приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, если их действия создают угрозу для суверенитета, территориальной целостности страны, осуществления государственными органами своих конституционных полномочий.
Характеристика понятия
По своему объему диверсия – понятие общее, т.к. в объеме можно представить множество предметов (множество преступлений-диверсий). Понятие положительно, т.к. оно отражает признаки, которые имеет данное явление. По содержанию понятие конкретно, т.к. мы подразумеваем конкретное явление. Относительно, ...
Права сторон по договору морской перевозки грузов
Для нормального функционирования любое государство, независимо от его государственного устройства или территориальной протяженности, нуждается в четко организованной транспортной системе. Безусловно, Российская Федерация не является исключением из этого правила. Говоря о транспортной системе России ...
Юридическое образование
Впервые в России пытались учить юриспруденции в Университете при созданной в 1725 г. в новой столице государства Петербурге по плану Петра I Академии наук и художеств. Это был неудачный опыт. Юридический факультет начал работать и в Московском университете, открытом в 1755 г., но до первой четверти ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.