С начала 90-х годов для обозначения науки законотворчества или, точнее, о законодательной деятельности, в рамках которой российские и зарубежные ученые - юристы занимаются разработкой методологических и процедурных проблем подготовки законопроектов, научных основ законодательной техники, используется термин «законоведение». Впервые он введен во французском языке профессором Л. Витгенсом.
В изучении истории становления законодательного процесса имеется практическое и теоретическое значение, поскольку позволяет выявить причины возникновения этого явления, определить исторические вехи его зарождения и трансформации. Являясь необходимой базой для четкого осмысленияния современных общественных и политических реалий законотворческого процесса, исторический анализ дает возможность ответить на многие принципиальные и сложные вопросы. Достижение существующего уровня развития демократии, неотъемлемым элементом которой является право на законотворчество, не всегда осуществлялось мирными средствами.
В рассматриваемых нами государствах Европы становление законодательного процесса было очень длительным и неоднозначным. Россия и Германия долгое время являясь абсолютными монархиями, а также Швейцарии, при этом никогда и не являвшаяся монархической державой, характеризовались серьезной децентрализованностью управления государством.
Датой основания швейцарской государственности с точки зрения истории считается Федеративная хартия 1291 года - грамота создания Швейцарии. Однако, до середины девятнадцатого века не было ни федерального законодательного процесса вообще как такового, ни действенных органов управления федерацией. Относительно высокая степень развития непосредственной демократии в Швейцарии сыграл свою роль в этом. В связи с этим очень интересным представляется факт, что по нынешнее время сход граждан остается высшим законодательным органом власти в кантоне Аппенцелль – Иннероден (ст. 20 Конституции кантона). Сход собирается каждый год в последнее воскресенье апреля. Необходимость, В 1847 году семь католических кантонов пожелали выйти из конфедерации, но на тот момент существовала необходимость централизации государства и это, в конечном итоге, привело к гражданской войне.
Поражение кантонов привело к принятию первой Конституции 1848 года, закрепившей большинство прав и свобод и к созданию Единого Федеративного государства (хотя официально Швейцария до сих пор называется конфедерацией), к созданию высшего законодательного органа – Федерального Собрания. Конституция также юридически зафиксировала практику проведения референдумов по вопросам, связанным с принятием новой федеральной Конституции и внесением поправок в действующую. В условиях нараставшей централизации государства на референдуме в 1874 году была принята новая Конституция, это была уже вторая попытка ее пересмотра (первая в 1872 году провалилась). Федеральному Собранию передавался весь объем федеральной законодательной компетенции по Конституции 1874 года Федеральное Собрание состояло из двух палат: В ХХ веке Конституция 1874 года уже не смогла соответствовать реалиям, при этом она была одной из самых прогрессивных и действенных для своего времени. Новая Федеральная Конституция была принята на референдуме в Швейцарии 18.04.1999 года, и вступила в действие 01.01.2000 году. Процесс законотворчества с принятием новой Конституции не сильно изменился, так как она закрепила большинство действовавших ранее правовых норм, регулирующих законодательную деятельность. Положения Конституции, касающиеся законодательного процесса, были конкретизированы принятым в 2002 году федеральным законом «О Федеральном Собрании».
Сходные политические процессы, начиная со второй половины XIX в. Происходили в России и Германии.
Вследствие поражение Германии в Первой мировой войне и провозглашения ее республикой в 1919 году была принята новая Конституция – Веймарская, которая, хотя и отводила ведущую роль Рейхстагу, как высшему представительному органу, вводила возможность достаточно серьезного ограничения его полномочий в законодательной сфере Рейхсратом и Президентом империи. По Конституции 1949 года, Рейхсрат, также как и Бундесрат официально не являлся верхней палатой парламента, а создавался «для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи». Хотя, Рейхсрату, несмотря на то, не наделялся правом законодательной инициативы, которым обладали только депутаты Рейхстага и имперское правительство (ст. 68 Конституции), предоставлялось право отлагательного вето в отношении законов, принятых Рейхстагом. В результате повторного одобрения квалифицированным большинством голосов (ст. 74 Конституции) это вето могло быть преодолено последним. За Президентом империи закреплялось право подписания и обнародования законов, а также право принятия решения о вынесении любого закона на референдум. Референдуму важную роль в законодательном процессе отводила Веймарская конституция, составители которой, в основном из левых партий, придерживались мнения, что референдум должен был послужить своеобразным ограничителем для партийного большинства в Рейхстаге, как форма непосредственной демократии. Только в нескольких случаях мог быть объявлен референдум. В случае протеста против принятого закона, подписанного не менее чем одной третью депутатов Рейхстага, предусматривалась достаточно сложная процедура, согласно которой Президент приостанавливал опубликование закона. При этом закон мог быть вынесен на всенародное обсуждение по требованию одной двенадцатой обладающих избирательным правом граждан. Референдум только по решению Президента (п. 4 ст. 73 Конституции) мог проводиться даже по бюджетным и налоговым вопросам.
Регистрация нотариальных действий
В соответствии со статьей 49 Закона РК «О нотариате» все нотариальные действия регистрируются в реестрах. Реестр - это специальная книга для записи в ней составляемых при совершении нотариальных действий документов. Все нотариальные действия (кроме двух - о них пойдет речь ниже) регистрируются в од ...
Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение
полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации
Одним из важнейших вопросов, связанных с эффективностью законодательного процесса, является определение предметов ведения и полномочий федерального законодателя. Российская Федерация в соответствии со ст. Конституции РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой пр ...
Разрешение индивидуальных трудовых споров путём переговоров
с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым
спорам
Любой трудовой спор может разрешиться путём переговоров работника с работодателем. Свои требования работник может изложить в заявлении и передать его работодателю в установленном порядке. Но лучше встретиться с работодателем лично и изложить ему свои требования в устной форме, но при этом необходим ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.