Юриспруденция » Судебная власть в Российской Федерации » Система судов Российской Федерации

Система судов Российской Федерации

Страница 2

¨ Военные специализированные суды. В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются федеральными судами общей юрисдикции (ст. 22). Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В систему военных судов входят гарнизонные и окружные (флотские) военные суды. В своей деятельности при рассмотрении дел военные суды руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд Российской Федерации. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет в порядке надзора судебные постановления нижестоящих военных судов и рассматривает в кассационном порядке дела, решения по которым вынесены по первой инстанции окружными (флотскими) военными судами.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон «О судебной системе РФ», перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 «Судебная власть». «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» (ст.127 КРФ)

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом «О Конституционном Суде РФ». Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

Необходимо различать понятие «судебная власть», «правосудие» и «судебная система». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие «правосудие». Судебная система представляет собой совокупность судебных инстанций, устанавливаемая Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Таким образом, правосудие, судебная система и судебная власть – очень близкие, но не равнозначные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. В частности, внутриорганизационную деятельность судов, т.е. судебную систему. Однако всё вышесказанное относится к чисто теоретической стороне данного вопроса.

«На практике судебная власть в России недостаточно эффективна. Судебные реформы, проводимые в последние годы, призваны сыграть свою роль в укреплении судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду, как и соответствующее правосознание граждан, воспитывается многими десятилетиями»[4, с.397].

Среди простого народа бытует мнение, что в основах конституционного строя Российской Федерации на практике отсутствует полноценное разделение властей, причем правосудие все больше превращается в рядовую управленческую деятельность - «расправу». Есть веские основания полагать, что коррумпированность судов и правоохранительных органов, нарушение прав человека в ходе предварительного расследования и судопроизводства имеют значительное распространение и не сводимы к отдельным эксцессам. Подавляющее большинство случаев взяточничества, злоупотребления служебным положением, применения пыток, фальсификаций носят, к сожалению, латентный характер. Факты, ставшие достоянием гласности либо известные правозащитным организациям, по-видимому, сравнимы с верхушкой айсберга, то есть являются лишь индикаторами распространенных противоправных технологий. Накопившиеся системные пороки не могут быть преодолены ужесточением ответственности, как и другими бюрократическими средствами. Поэтому необходимо вынести на суд правовой общественности концептуальные предложения, направленные на возобновление судебной реформы в интересах народа России. Новый этап судебной реформы должен иметь не демагогический, а реальный эффект и оцениваться в зависимости от достижения конкретных результатов. Не смотря на неофициальность источников вышеуказанного, считаю проблему насущной. Так «Российская газета» от 29 сентября 2009 г. сообщает: «Новым Федеральным законом (от 27.09.2009 г.) прописан запрет для судьи, находящегося в отставке, быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц. Все эти меры направлены, по мнению главы государства, на обеспечение независимости суда, и очень нужны, чтобы вернуть к нему доверие граждан»[9]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Убийство матерью новорожденного ребенка
Объектом преступления является жизнь рождающегося человека. Умышленное лишение матерью жизни ребенка, не относящегося к разряду новорожденных, не будет рассматриваться как совершение привилегированного убийства, ответственность за которое предусмотрена ст. 106 УК. Потерпевшим от этого преступления ...

Правительство Республики Беларусь в системе государственного управления
Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является центральным органом государственного управления Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 года "О Совете Министров Республики Беларусь&q ...

Цели и принципы административной ответственности
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru