Перспективным представляется предложение О.А. Долгополова о разработке и принятии Федерального закона «О правовом воспитании».
Научно продуманная и четко организованная правовоспитательная работа в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить формирование позитивного правосознания. Правовоспитательная работа должна быть направлена на формирование положительного мнения, настроения лица, его характера, склонностей и в конечном итоге поведения. Формированию позитивного правового сознания, несомненно, будет способствовать приобщение граждан к православной культуре и религиозным ценностям, культивирование общественных ценностей и пропаганда использования литературного языка.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что потребность общества в праве, как мотивационная основа правовой установки граждан, должна поощряться и стимулироваться. Но не менее важно, чтобы эта потребность была и фундаментом правового сознания самих граждан.
Подводя итог, подчеркнем, что на процесс формирования правосознания решающее влияние оказывают следующие факторы: а) непосредственные условия жизни и работы; б) организованная система обучения и воспитания; в) средства массовой информации; г) государственная внешняя и внутренняя политика.
В правовом государстве, одним из направлений политики должно являться формирование положительного правосознания, с помощью таких способов, как правовое воспитание (приоритетная задача для государства), правовое просвещение (в отношении населения), правовое образование (непосредственная передача юридических знаний).
Подведем итоги исследования темы «Значение правового сознания в условиях построения правового государства».
Обращение к исследованию правосознания с целью выявления общих тенденций формирования, способствует осмыслению проблем совершенствования правовой действительности.
Правосознание – один из атрибутов, характеризующих современное российское общество. История существования правосознания насчитывает несколько столетий, и обуславливается экономической, социальной и политической обстановкой в стране.
В последнее время общественное развитие Российской Федерации все больше стремится ориентироваться на ценности правового государства, демократии и гуманизации. Наряду с экономическими и социально-политическими переменами меняется и общественное сознание. В общественном развитии правосознание образует необходимый психологический и идейно-мировоззренческий контекст соблюдения обществом правовых норм. Вместе с тем, в условиях реформ правосознание переживает период серьезной деформации. Без знания менталитета и закономерностей функционирования правосознания реформаторские усилия государства не могут быть успешными.
Для того чтобы Россия как демократическое, правовое государство стало эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества, как об этом говорилось при разработке Стратегии развития России до 2020 года, необходимо формировать у общества уважительное отношение к политике, деятельности государства и принимаемым нормативно-правовым актам и одним из важных шагов к этому, представляется, становление позитивного правосознания у общества.
Исследование проблемы правосознания позволяет заключить следующее:
К разработке теории правосознания в отечественной науке, приступили в начале XIX века. Заметный вклад в развитие теории правосознания внесли М.М. Ковалевский, М.Н. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин. До 70-х годов ХХ в правосознание выступало как классовое явление, впоследствии в структуре правосознания наряду с идеологическим компонентом, стали выделять правовую психологию, были раскрыты основные функции правового сознания.
Теория правосознания довольно широко изучена отечественными учеными правоведами, однако, отсутствие единых подходов к определению, классификации, плюралистические взгляды на причины, повлиявшие на формирование российского правового сознания, а также наметившаяся тенденция к вычленению из теории права - теории правосознания, претендующей на самостоятельную роль в системе юридических отраслей, позволяет судить о недостаточной степени разработанности затронутой темы в отечественной правовой науке.
Правосознание как сложный феномен, формировалось не одномоментно, а в результате длительного эволюционного процесса.
Исходя из анализа правосознания были рассмотрены сущность, структура, содержание, функции, формы правосознания.
Осуществлен диалектический подход к феномену, который позволил сформулировать определения правосознания в широком смысле слова, как совокупности знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств, выражающих отношение отдельных субъектов, групп и общества в целом к законодательству, деятельности органов государственной власти, собственному поведению. В узком смысле, как совокупности знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств к существующей и желаемой правовой действительности.
Проблемы, связанные с квалификацией исполнения как сделки
Восприятие сделочной теории исполнения влечет за собой необходимость разрешения целого ряда практических и теоретических проблем. Число последних столь значительно, что мы не имеем возможности охватить их все, поэтому затронем лишь часть из них. Один из ключевых принципов гражданского права вообще ...
Форма правления: понятие и виды
Форма государственного правленияхарактеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают фо ...
Преступления в таможенной сфере и их характеристика
Статья 228 Уголовного Кодекса (УК) Республики Беларусь «Контрабанда»: Контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенн ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.