Несомненно, становление правосознания должно начинаться еще в то время как субъект еще не сформировался, не получил негативных установок на неправомерное поведение и деформированного восприятия правовой действительности.
Основным фактором, воздействующим на правосознание является правовое воспитание, задача которого - выработать у гражданина чувство уважения к праву. Значительный вклад в исследовании правового воспитания внесли: А.М. Айзенберг, П.П.Баранов, А.Д.Бойков, Г.Н. Васин, О.А. Долгополов, Е.А. Лукашева, В.А. Медведев, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, И. Ф. Рябко и многие другие.
Понятие правового воспитания, как и воспитания в целом, понимается в научной литературе в двух смыслах: в широком и узком. Воспитание в широком смысле – особая форма деятельности государства, направленная на формирование в сознании людей, уважения права, позитивных представлений, ориентаций, установок. В узком смысле – правовое воспитание – целенаправленная деятельность сообщества юристов, осуществляемая от лица государства, направленная на формирование правосознания субъектов права. Определяя сущность правового воспитания, Е.В. Татаринцева дает следующие определение: « .сутью правового воспитания и в узком, и в самом широком смысле является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества».
Правовое воспитание является одним из основных общепризнанных способов воздействия формирования правового сознания. Рассмотрим ключевые направления (средства) воспитания, воздействующие на правосознание. Так, не вызывает сомнения, что огромную роль в формировании правосознания оказывает правовая подготовка.
Представляется, что она должна начинаться еще со школы. Это специальные юридические курсы в виде предметов по выбору для учащихся, ориентированных на получение в дальнейшем юридического образования, либо требующих специальных юридических знаний, такие как: «Основы правоведения», «История права» и др. Несомненным приоритетным направлением в образовании должно являться патриотическое воспитание учащихся, в частности, такими способами как: прослушивание гимна, поднятие флага обучающимся, достигшим успехов в учебе, подготовка еженедельной информации о политической и правовой ситуации в стране.
Именно в процессе правовой подготовки при получении среднего и высшего профессионального образования, в правосознании будущего специалиста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности. При этом, правовые знания должны перейти в личную убежденность студента, для чего могут быть разработаны и внедрены специальные курсы, такие как: «Правовая культура и правосознание», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Современные проблемы правопонимания», «Особенности российского менталитета и проблемы формирования правосознания» и другие.
При получении юридического образования в современный период студенты сталкиваются со следующими проблемами: некомпетентность профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), слабая практическая направленность получаемых знаний, не прививание навыков к самостоятельному профессиональному самоизменению. Некомпетентность ППС характеризуется или излишней теоретизированностью и не знанием практического применения преподаваемых знаний, или наличием практических знаний и неумением их донести в силу отсутствия опыта преподавательской деятельности.
В связи с изложенным, в учебном процессе необходимо особое внимание уделять практическому и профессиональному обучению.
Будущим специалистам важно научиться самостоятельно добывать нужные им знания, уметь их логично и грамотно объяснить, применять. Особенно эффективными при этом являются практические упражнения (индивидуальные и групповые), деловые игры и учения, решение конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Жуков Е.А. справедливо отмечает, что студентов необходимо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям.
Основными формами обучения студентов должны стать не лекционные и семинарские занятия, а деловые игры, круглые столы по проблемным практическим вопросам, конференции, научные кружки и иные формы занятий, обеспечивающих самостоятельную деятельность студентов.
Правовое обучение в ВУЗе должно сопровождаться воспитанием в нем ориентации на высокие духовные ценности: необходимо внедрение в мир профессии предметов быта, эстетических ценностей, эмоциально-личностного аспекта и творчества, несущих в себе родственное, сопричастное отношение к окружающему миру.
Виды договоров займа
Чтобы физическое или юридическое лицо могло получить право на получение займа, оно должно быть заимоспособным. Заимоспособность – это возможность предприятия, фирмы, юридического или физического лица в соответствии со своим финансовым состоянием, структурой капитала использовать заемные средства. З ...
Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
Административно-правовой акт отличается от закона тем, что носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона. Если акт государственного или муниципального управления противоречит закону, то действует закон. Закон может отменить или приостановить действие акта управления. Су ...
Стороны договора займа. Их права, обязанности и ответственность
Стороны договора займа – заемщик и займодавец, ими могут быть любые лица, в том числе граждане и некоммерческие организации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет именно о договорах займа, хотя бы и возмездных, но не о кредитных сделках. Не могут выступать в роли займодавцев финансируемые со ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.