а) Система "сдержек и противовесов" - существующая в США особая, первая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.
Система "сдержек и противовесов" в США построена по следующей схеме:
· Все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеют совершенно различные способы своего образования. Конгресс как законодательный орган состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей, которые формируются совершенно различными способами. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах. Сенат - законодательными собраниями соответствующих штатов по два сенатора от каждого штата на шесть лет.
· Исполнительная власть принадлежит Президенту, который избирается коллегией выборщиков, которые предварительно избираются народом. Третья власть - судебная, формируется Президентом (который предлагает кандидатуры судей) и Сенатом(который их утверждает 2/3 голосов).
· "Система сдержек и противовесов" так построена, что механизм действия трех ветвей власти не дает возможности одной из них узурпировать власть в стране, и в первую очередь не допускать узурпации исполнительной власти, которую олицетворяет Президент. Важнейшим средством является импичмент. Исключительным правом отстранения от должности (импичмент) высших гражданских должностных лиц исполнительной власти обладает Сенат (за тяжкие преступления, нарушение присяги, Конституции и другие злоупотребления). "Когда рассматривается дело Президента Соединенных Штатов, председательствует Главный судья: ни одно лицо не может быть признано виновным без согласия двух третей присутствующих сенаторов" (раздел III ст. I Конституции США). После рассмотрения и признания виновным лицо отстраняется от должности и подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Президенту может быть предъявлен импичмент до истечения срока его полномочий.
У Президента есть право отлагательного и карманного вето. А права законодательной инициативы у него нет. Но президент оказывает влияние на Конгресс, через ежегодное выступление перед Конгрессом на открытии очередной сессии с посланиями "О положении Союза". С пожеланиями к работе Конгресса на год.
В то же время Президент обладает правом отлагательного и карманного вето на законопроекты, принятые Конгрессом. "Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, должен быть подписан Президентом. Если Президент подписывает законопроект, то он становится законом, если не подписывает, то возвращает его в ту палату, со своими возражениями, откуда исходил законопроект". Чтобы преодолеть отлагательное вето Президента, необходимо, чтобы за законопроект повторно проголосовало две трети голосов в каждой палате. Если законопроект не возвращается Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней), он становится законом.
б) Система сдержек и противовесов в Российской Федерации
Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, также конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов.
Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.
Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.
Особенности представительства в уголовном процессе
Представительство в уголовном процессе по правовому содержанию схоже с другими видами представительства однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве, как правило, не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и п ...
Становление древнерусского права и общая характеристика источников
древнерусского права
Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают прин ...
Правовые формы и методы осуществления функций
государства
К правовым формам относят определенные законодательством формы деятельности государства, его органов и должностных лиц, направленные на реализацию функций государства. Без юридически определенных форм не могут быть достигнуты цели и задачи государственной деятельности. Обычно к таким формам относят ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.