В предыдущих главах я рассмотрела основные теории обоснования государства. Правовые теории: патриархальная, патримониальная, договорная; неправовые теории: теологическая, этическая, психологическая, теория силы; современные теории: расовая, инцестная, классовая, диффузионная. В этой главе я проведу обобщенный анализ изученных мной теорий и сделаю определенные выводы об их состоятельности.
Правовые и неправовые, а также современные теории имеют ряд сходных признаков как внутри своих «подгрупп», так и между ними, имеют они и существенные различия. Все правовые теории обосновывают государство с позиций права, смотрят на него с юридической точки зрения. Патриархальная, патримониальная и договорная теории основываются на том, что государство произошло в результате сознательных действий людей. В патриархальной – это объединение родов под единой властью старейшего. В патримониальной – это ограждение и охрана человеком собственности. В договорной – это добровольное соглашение между всеми людьми о создании государства для определенных общих целей. Обоснование государства с позиций права выглядит в этих теориях следующим образом. В патриархальной теории власть отца основывается на отцовском авторитете и на социальных (правовых) нормах, также установленных главой семейства. В патримониальной теории создаются определенные нормы, охраняющие собственность и поддерживающие государственную власть. В договорной теории само государство появляется благодаря праву – люди заключают между собой договор (элемент гражданского права).
Патриархальная теория имеет сходные черты с теологической (неправовой) теорией. Оба учения основываются на высшей власти: в патриархальной – вождь является отцом всех подданных, в теологической – Бог так же считается отцом всего, что существует в мире.
Все неправовые теории пытаются отойти от связи государства с правом и обосновать его с других позиций. В частности теологическая теория связывает государство с Божественными началами, объясняя его как нечто, установленное свыше. Этическая теория обосновывает государство нравственными принципами, а психологическая теория пытается показать связь государства с психическими переживаниями и действиями человека. Теория насилия говорит об обосновании государства с точки зрения внутренних и внешних конфликтов, применения силы одних людей к другим. Описанные теории, конечно, вполне имели основания считаться достоверными в то время, когда создавались. Однако сейчас они выглядят утопично. К примеру, теологическая теория не является научной, потому что заведомо опирается не на знания, в их обычном понимании, а на веру в Бога. Ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании Бога. Хотя нельзя оспорить тот факт, что в наше время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан. Если глубже рассмотреть теорию силы, то мы поймем, что и она сейчас не совсем исчезла. Сила имеет большое значение в современных властных отношениях.
Что касается современных теорий, они являются более рациональными по сравнению с классическими. Эти учения основываются на научных исследованиях и опираются на практический опыт. Расовая теория обосновывает государство с точки зрения неравенства людей по расовому критерию; государственная власть находится в руках высших рас. В данной теории прослеживаются черты, сходные с теорией силы и классовой теорией. Однако она представляется мне неприемлемой, так как современные ценности основываются на толерантности, запрещают жесткое разделение людей по расовому, национальному и иным признакам. А расовая теория пропагандирует именно неравенство, основанное на расовом признаке.
Инцестная теория говорит о необходимости государства для поддержания исполнения запрета на кровосмешение. С помощью своей принудительной силы государственная власть достигает поставленных целей. По-моему, вполне разумный и обоснованный взгляд на государство. Классовая теория схожа с теорией силы. Государство обосновывается как средство для подавления сопротивления недовольных, то есть для применения насилия. В обеих теориях упор делается на силу. Классовая теория имела большое влияние на общество и государство XX века. Тогда в мире господствовали революционные настроения, отовсюду звучали слова о классовом неравенстве, о борьбе одних классов с другими. Однако в наше время такого понятия как класс не существует в принципе. У нас нет разделения людей на различные антагонистические группы, хотя имущественный критерий все же вкладывается в социальную дифференциацию общества. Как бы то ни было, классовая теория в современном мире утратила свою значимость, но обоснование государства, которое дает это учение, вполне имеет право на жизнь.
Участие прокурора в гражданском процессе
Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились закон ...
Теории происхождения государства и
права, не связанные с материалистическим пониманием истории
Теологическая теория Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном про ...
Общие положения о защите прав потребителей.
Прежде всего, законодательство о защите прав потребителей распространяется на потребителей. Потребителем, согласно Закону, является гражданин, который приобретает и использует товары, либо намерен приобрести и использовать их для личных бытовых нужд. Из этого определения следует, что потребитель мо ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.