Вместе с тем нельзя не учитывать, как велика роль указаний вышестоящих судебных органов, которые «получают в психике судей свое отражение». Так было и, по всей вероятности, долго еще будет. Словом, судебная практика по применению семейного права, даже осуществляемая в строгих рамках СК РФ, испытывает на себе влияние множества как объективных, так и субъективных факторов, что в конечном счете не позволяет рассматривать практику применения норм семейного права как источник права.
Проведенный анализ источников семейного права, позволяет сделать ряд достаточно важных выводов и конкретных положений, связанных с совершенствованием практики правового регулирования действующего семейного законодательства:
Под источниками семейного права понимаются те правовые акты, которыми регулируются семейные отношения. Первым среди таких правовых актов следует указать Конституцию Российской Федерации, которая провозгласила общий принцип государственной поддержки семьи (п. 2 ст. 7). Конституция также установила, что семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72). Это значит, что как Российская Федерация, так и республики, входящие в нее, края, области, автономные округа, Москва и Санкт-Петербург могут принимать как законы, регулирующие те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Кодексом не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.
Основным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 года, введенный в действие с 1 марта 1996 года и действующий в настоящее время, с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1997-м, 1998-м и 2000 годах. Семейный кодекс РФ состоит из восьми разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», «Заключительные положения».
Согласно статье 3 Семейного кодекса РФ семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из законов субъектов Российской Федерации. Помимо Семейного кодекса, ряд норм семейного права содержится в Гражданском кодексе РФ (например, положения ст. 256 Гражданского кодекса РФ о законном режиме имущества супругов), более того, в статье 4 Семейного кодекса РФ говорится о применении гражданского законодательства к семейным отношениям, не урегулированным Семейным кодексом РФ, если это не противоречит существу семейных отношений. Нормы семейного права содержатся и в таких законодательных актах федерального значения, как Федеральный закон от 15 ноября 1997 года «Об актах гражданского состояния», содержащий правила регистрации юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений, Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения прав ребенка в Российской Федерации и их организационно-правовые основы, и других.
Среди подзаконных актов федерального значения как источников семейного права следует назвать указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики»), а также постановления Правительства Российской Федерации, которые принимаются во исполнение норм семейного законодательства. Так, например, необходимость принятия Постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 года «О приемной семье» следует из пункта 2 статьи 151 Семейного кодекса РФ с учетом того, что оно призвано существенно конкретизировать соответствующие положения Кодекса главным образом в области процессуальных особенностей передачи ребенка в приемную семью, а также урегулировать вопросы материального содержания приемной семьи.
В силу статьи 72 Конституции акты семейного права могут исходить и из субъектов Российской Федерации. Последние вправе регулировать семейные отношения в двух случаях: если эти отношения прямо отнесены Семейным кодексом к их ведению или если эти отношения непосредственно им не урегулированы. В этой связи следует отметить, что нормотворчество субъектов Федерации в области семейного права сводится к урегулированию вопросов снижения в исключительных случаях брачного возраста, а также к организации работы органов опеки и попечительства.
Проблемы, связанные с квалификацией исполнения как сделки
Восприятие сделочной теории исполнения влечет за собой необходимость разрешения целого ряда практических и теоретических проблем. Число последних столь значительно, что мы не имеем возможности охватить их все, поэтому затронем лишь часть из них. Один из ключевых принципов гражданского права вообще ...
Анализ Закона "Об Энергосбережении" с точки
зрения государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы приме ...
Юридический анализ состава изнасилования
Закон определяет изнасилование, как половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Рассмотрим объективные и субъективные признаки состава изнасилования. Объектом преступления по ст.131 УК РФ я ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.