Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. №851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, продолжает оставаться весьма широкой. Думается, однако, что по мере развития правовой государственности, начал конституционализма она сузится, а нормотворчеству Президента РФ придет на смену активная законодательная деятельность Федерального Собрания. Хотелось бы в это верить.
В России действует институт президентства. По Конституции РФ Президент РФ – глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина, его деятельность призвана обеспечить решение важных государственных задач, с одной стороны, и согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти – с другой. Полномочия Президента РФ, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены в федеральной Конституции (ст. 80, 83, 89). По характеру своих функций Президент РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Все это предопределяет содержание и виды актов Президента РФ и их соотношение с другими правовыми актами.
Конституция РФ 1993 г. не употребляет прилагательного «подзаконные» в сочетании со словами «нормативные правовые акты», но анализ ее статей показывает, что понятие «подзаконные» применимо по-прежнему для обозначения всех остальных, кроме собственно законов, ступеней иерархической структуры законодательства.
Указы Президента РФ по своей правовой природе относятся к числу подзаконных актов. Этот вывод вытекает из ст. 80 (ч. 2) и 90 (ч. 3) Конституции. Первая из названных статей провозглашает, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». Еще четче решен этот вопрос в ч. 3 ст. 90, где записано, что «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». Упоминание о необходимости соответствия указов Президента РФ не только Конституции, но и федеральным законам отсутствовало в ст. 8 опубликованного в апреле 1993 г. проекта Конституции. Этот пробел был восполнен в ходе доработок проекта в связи с многочисленными замечаниями.
Подзаконный характер указов Президента закрепляется также в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ устанавливается, что в случае противоречия указов Президента, в которых содержатся нормы гражданского права, «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3 ГК РФ).
С формально-юридической точки зрения акты Президента обладают такими важными признаками, как: высокое место в правовой системе – после Конституции и законов; прямое действие, общеобязательность, одинаковая юридическая сила на всей территории России; широта регулируемых общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; единоличный порядок издания, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; соответствие и непротиворечие Конституции РФ и федеральным законам; многообразие содержания ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.
Указы Президента занимают значительное место в системе источников семейного права, конкретизируют, дополняют, определяют порядок назначения и выплаты различных видов социального обеспечения, а в некоторых случаях до принятия соответствующего закона оперативно решают проблему в сфере материального обеспечения: например, выплата различных видов пособий, обеспечение жильем, транспортными средствами некоторых категорий лиц, компенсациями и др.; иногда являются первичными источниками в проведении систематизации законодательства.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты формируют правовую основу нормотворческой деятельности Правительства РФ, которая дополняется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №7-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №260, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в него в 2008 г.
Глобальная навигационная спутниковая
система, используемая в РФ
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. ГЛОНАСС предназначена для оперативного нави ...
Раздел
царства: Израильское царство и Царство Иуды
Положение ухудшилось после смерти Соломона (около 930 г. до н.э.), когда Израиль разделился на два царства. Сын Соломона Ровоам удержал за собой земли Иуды и Вениамина: это небольшое, но прочное государственное образование получило название Иудейского царства. Северная часть страны, сохранившая за ...
Одушевлённые и неодушевлённые вещи
Объектом имущественного оборота во многих случаях становятся животные, чаще всего домашние (хотя возможны и сделки по поводу диких животных, например их приобретение для зоопарка или цирка). На такие отношения распространяются общие правила об имуществе (вещах), из которых законом или иными правовы ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.