В территориальном море государство может принимать в порядке осуществления своего суверенитета и более строгие правила, однако они не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов.
Что касается исключительной экономической зоны, то здесь государство может вводить законы и правила, соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам, установленным через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию. После аварии танкера «Prestige» в 2002 г. у побережья Испании Европейская Комиссия обратилась к государствам-членам Европейского союза (ЕС) с предложением принять меры в соответствии с международным морским правом, которые давали бы прибрежному государству возможность контролировать и ограничивать движение судов, перевозящих опасные и загрязняющие грузы, в пределах 200 миль от их побережья.
Специальные нормы могут быть установлены прибрежным государством в особых районах исключительной экономической зоны - районах, в которых по признанным техническим причинам, связанным с океанографическими и экологическими условиями, а также с использованием этих районов или защитой их ресурсов и с особым характером движения судов в них, требуются специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В Конвенции установлен специальный порядок принятия прибрежным государством таких норм и стандартов. После консультации с любыми заинтересованными государствами направляется сообщение компетентной международной организации с необходимыми доказательствами, которая в течение 12 месяцев выносит определение, соответствуют ли условия в этом районе вышеизложенным требованиям. Если организация вынесет такое определение, то прибрежное государство принимает в отношении этого района законы и правила, которые становятся применимыми в отношении иностранных судов лишь через 15 месяцев после представления сообщения в международную организацию.
В отношении покрытых льдом районов прибрежное государство без согласования вправе принимать недискриминационные законы и правила в пределах исключительной экономической зоны, содержащие более жесткие требования с учетом повышенной опасности для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экономическому равновесию или необратимо нарушить его.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., если судно добровольно находится в одном из портов или у одного из прибрежных терминалов какого-либо государства, это государство может предпринять расследование и, когда это оправдано доказательствами, возбудить разбирательство в отношении любого сброса с данного судна за пределами внутренних вод, территориального моря или исключительной экономической зоны этого государства в нарушение применимых международных норм и стандартов. Такое разбирательство (кроме нарушений в открытом море) начинается только по просьбе другого государства, государства флага или государства, которое пострадало или подверглось опасности в результате нарушения, связанного со сбросом.
Доказательства и протоколы по делу, а также любой залог или иное финансовое обеспечение передаются в этом случае прибрежному государству, после чего продолжение разбирательства в государстве порта исключается.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит следующую норму, аналогичную положениям Конвенции МАРПОЛ - 73/78: если государство по своей инициативе или по запросу установило, что судно, находящееся в одном из его портов (у терминала), нарушает применимые международные нормы и стандарты в отношении годности судов для плавания и тем самым создает угрозу нанесения ущерба морской среде, оно принимает меры к тому, чтобы предотвратить выход данного судна в море. Этому судну может быть разрешен лишь переход на ближайшую подходящую судоремонтную верфь.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила в отношении сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения (кроме проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов). Если имеются явные основания считать, что судно, совершающее плавание в территориальном море, нарушило эти законы и правила или применимые международные нормы и стандарты, то прибрежное государство вправе потребовать у данного судна информацию, предпринять фактическую инспекцию и даже возбудить разбирательство, включая задержание судна, в соответствии со своими законами.
Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина
Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя - в системе «человек - государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других к ...
Валютные операции между нерезидентами
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на ...
Определение и классификация принципов юридической
ответственности
Среди отечественных правоведов, несмотря на разработанность темы, нет единого мнения о том, что такое принципы юридической ответственности, какие принципы относятся к юридической ответственности, их закрепленность в Конституции РФ, правовая реализация принципов и т.д. Это проблемы одни из важных со ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.