Проблема защиты и сохранения морской среды, включая предотвращение загрязнения с судов, возникла примерно в то же время, что и проблема международно-правового регулирования безопасности мореплавания. Однако в отличие от безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море последствия загрязнения не были первоначально столь очевидны. Число судов, находящихся в Мировом океане, было сравнительно небольшим, да и размеры их, в том числе размеры танкеров, не вызывали серьезных опасений.
Практически усилия международного сообщества по защите морской среды начали предприниматься после окончания Второй мировой войны. Хотя на I Конференции ООН по морскому праву в 1958 г. этот вопрос детально не обсуждался, в Конвенцию об открытом море были включены две статьи, относящиеся к предотвращению загрязнения моря. Так, каждое государство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения моря нефтью с судов или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание статьи действующих договоров по данному вопросу. Также говорится об обязанности каждого государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от захоронения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями.
На конец 60-х – начало 80-х годов прошлого столетия приходится период наибольшей интенсивности в создании новых и пересмотре действующих норм международного морского права в рассматриваемой сфере. В этот период были приняты такие международные соглашения, направленные на предотвращение загрязнения морской среды и ликвидации его последствий, как Международная конвенция относительно вмешательства в отрытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть, 1973 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и Протокол 1978 г., изменяющий эту конвенцию (МАРПОЛ-73/78).
В этот же период был заключен ряд региональных соглашений: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря от 22 марта 1974 г. (Хельсинки, пересмотрена в 1992 г.); Конвенция по защите Средиземного моря от загрязнения от 16 февраля 1976 г. (Барселона); Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения от 24 апреля 1978 г. (Кувейт) и некоторые другие.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. имеет огромное значение для защиты морской среды. В ней не только закреплены и развиты существующие нормы международного права в этой области, но и созданы новые. Однако бесспорно, что Конвенция установила основополагающие принципы защиты и сохранения морской среды. Согласно ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. В соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно государства принимают все совместимые с Конвенцией меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника (находящегося на суше; вызываемого деятельностью на морском дне и/или деятельностью в Районе; захоронением; загрязнением с судов; загрязнением из атмосферы или через нее), используя для данной цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремятся согласовывать свою политику в этом отношении. Меры, которые принимаются государствами, должны быть направлены, в частности, на уменьшение в максимально возможной степени загрязнения с судов (предотвращение аварий и ликвидацию чрезвычайных ситуаций), загрязнения с установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна, загрязнения с других установок и устройств, эксплуатирующихся в морской среде.
Государства должны сотрудничать на всемирной и региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур для защиты и сохранения морской среды.
Часть ХII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (особенно разделы 5 - 7) посвящена международным нормам и национальному законодательству о предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды, обеспечении выполнения законов и правил, касающихся загрязнения, и гарантиях при их применении. В частности, в ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. рассматриваются вопросы, касающиеся загрязнения с судов. В ней определяются права государств на установление норм и стандартов в различных морских пространствах, которые, по меньшей мере, должны быть столь же эффективны, как и международные. Особые правила могут устанавливаться для захода во внутренние воды и порты (к терминалам). Они должны публиковаться должным образом и сообщаться компетентной международной организации.
Организации по защите прав потребителей в России
В России общественные организации потребителей возникли в 1998 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Ростове, Волгодонске, Барнауле, Иркутске и других городах. Они объединяют в своих рядах журналистов, экономистов, юристов, которые считают защиту потребителей важным и интересным делом. Орга ...
Субъективная сторона
дезертирство преступление уголовный ответственность С субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом. Совершая дезертирство, военнослужащий сознает, что он незаконно оставляет воинскую часть или место службы и желает таким образом уклониться от несения обязанностей в ...
Характеристика Бреттон-Вудской мировой валютной системы
1944 года наступает третий этап эволюции МВС — на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевиз-ный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах — долларе США и фунте стерлингов. Последним отводилась основная роль, поэтому чаще встречается название золотовалютный стандарт. Данный ст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.