Проблема личности человека всегда занимала одно из ведущих мест в развитии общественных наук. Личность преступника, личность осужденного входит составной частью в проблему личности. Тем не менее, среди философов и социологов встречаются точки зрения, признающих не всех членов общества личностями, а лишь людей, обладающими исключительно идеальными качествами. Справедливые аргументы против подобной трактовки личности человека высказанными многими учеными утверждающими, что "… если считать, что личностями являются лишь часть людей, то возникает неразрешимая проблема критериев отнесения того или иного индивида к личности". Уместно здесь вспомнить слова А.С. Макаренко о проблеме личности: "… проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется только в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности". Человек, совершивший правонарушение, должен рассматриваться как личность, обладающая определенными позитивными и негативными признаками, качествами и свойствами. Не случайно ст. 9 УИК РФ перечисляя основные средства исправления осужденных, указывает, что эти средства должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения и отношения к труду. Таким образом, достижение цели уголовного наказания в виде лишения свободы невозможно без учета характерологических признаков личности осужденных, а также без учета отношения осужденных к режиму, труду, обучению.
Личность осужденного представляет собой сложное социальное явление, обладающее множеством признаков, свойств, характерных как для личности человека вообще, так и специфически присущих только для личности осужденного, поскольку "… человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он вовлечен". Поэтому процесс исправления осужденного будет тем успешнее, чем полнее и глубже воспитатели будут знать личность лица, лишенного свободы. При этом в основе изучения личности осужденного должны лежать принципы материалистической диалектики, в соответствии с которыми личность может быть правильно понята и изучена в комплексе ее социальных проявлений. Рассмотрим социально-педагогическую характеристику лиц, которым был изменен вид исправительного учреждения в сторону уменьшения правоограничений.
Дисциплинированность переведенных лиц неразрывно связана с их возрастом. Исследования показывают, что наибольший процент лиц, переведенных из тюрьмы в ИУ, приходится на возрастную группу старше 30 лет. Возраст же лиц, переведенных из облегченных условий колоний особого режима в ИК строгого режима, по отбытию не менее половины срока наказания, составляет 40-45 лет.
Процентное содержание лиц, переведенных из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов в колонии-поселения приходится на возрастную группу старше от 25 до 39 лет, составляет 88,8 %. Это объясняется, во-первых, обязательностью отбытия определенной части срока наказания, по истечении которой наступает возможность для лица быть переведенным в другое ИУ с меньшим объемом правоограничений, и, во-вторых, подтверждает общую тенденцию, которая состоит в том, что с увеличением возраста осужденные все более положительно ведут себя. Добавим, что для многих осужденных стремление к улучшению своего правового положения (имеются ввиду лица более старшего возраста) обратно пропорционально зависит от возраста и вероятности в трудовом, бытовом, семейном и так далее, устройстве после его освобождения из мест лишения свободы. В этом плане наиболее благоприятные условия в реализации указанной возможности приходятся на колонии - поселения.
В исправлении осужденного позитивную роль играет семья, которая, как правило, является антикриминогенным фактором, не случайно лица, имеющие семью, лучше поддаются исправлению. Среди осужденных переведенных в порядке поощрения в другие ИУ выше доля лиц, имеющих семью, и ниже доля лиц, не имеющих семьи. Как показали исследования, наибольший удельный вес семейных лиц приходится на переведенных в колонии-поселения. Здесь определяющим моментом является возможность для поселенцев проживать совместно с семьями (ст. 128 УИК РФ). О положительном влиянии такого социального фактора, как семья на процесс исправления осужденного говорят и данные опроса сотрудников колонии - поселения и самих осужденных.
Основные принципы действия уголовного закона во времени
Прежде всего, необходимо отметить, что история развития института действия уголовного закона во времени в зарубежной юридической мысли имеет для нас существенное значение в связи с большим влиянием так называемой западной традиции права на формирование правовой системы России. Мы ограничиваемся ана ...
Понятие заработной платы
С экономической точки зрения ЗП – это цена рабочей силы. С правовой точки зрения ЗП – совокупность прав и обязанностей сторон трудового правоотношения по оплате труда. К трудовому доходу, кроме ЗП, относятся доходы по гражданско-правовым договорам, доходы учредителей предприятия, членов трудового к ...
Обязательства по оплате, подаче транспортных средств и предъявлению груза к
перевозке
До момента приема груза к перевозке, в соответствии со ст. 30 УЖДТ РФ, грузоотправителем вносится плата за перевозку груза и иные причитающиеся платежи перевозчику, если иной срок оплаты не установлен УЖДТ РФ, либо соглашением сторон. Согласно п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.