Как уже говорилось выше, государственный орган представляет собой гражданина или же коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, а также уполномочены государством осуществлять задачи и функции государства в предусмотренном законодательством порядке.
Как уже говорилось ранее в работе, государственные органы в совокупности образуют собой целую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.
Ст. 6 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый орган, который относится к определенной ветви власти, является органом государственной власти. С учетом этого, я считаю не уместным такое выражение, которое употребляется в нормативных правовых актах и юридической литературе, как "органы государственной власти и управления".
Не следует забывать и о том, что главное место в системе государственной власти, и ее органов, занимает Президент, который, в свою очередь, является главой государства. Он обязан обеспечивать, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Органом законодательной власти в Республике Беларусь выступает Парламент, именующийся Национальным Собранием.
Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. К последним кстати законодатель решил отнести также и Президента, и местные Советы депутатов.
Что же касается законодательной власти, то к таковой относятся Парламент, частично Президент РБ, которому нормами Конституции дано право издавать такой вид нормативно-правовых актов, как декреты. Последние по значимости и юридической силе не уступают законам.
Следует обратить внимание на то, что законы и в том числе декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, другими словами - все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.
Органы же исполнительной власти достаточно разнообразны в своем количестве. Но их схожими обязанностями следует считать осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. Проще говоря, они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов, в том числе и Президента, и сами же осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.
Классифицировать органы исполнительной власти следует по критерию масштабности деятельности. Таковыми могут быть республиканские и местные органы исполнительной власти.
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти, в свою очередь, можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который сочетает осуществление функций Главы государства и главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства.
К местным органам исполнительной власти относят еще и исполнительные комитеты, местную администрацию.
Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия, о котором шла речь более подробно в одной из глав курсовой работе. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.
По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, которые имеют влияние на многие отрасли, и специальной компетенции, которые имеют отношение к отдельным отраслям деятельности.
К органам общей компетенции можно отнести Правительство, исполнительные комитеты, а к органам специальной компетенции - министерства, государственные комитеты и отдельные ведомства. Специально уполномоченные органы, в свою очередь, подразделяются на отраслевые и межотраслевые.
По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные, которые осуществляют свои полномочия посредством принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа и те, в случае которых от имени этого органа выступает одно лицо, к примеру, министр.
Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных, соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство.
История становления российского института судебных приставов
Развитие норм об институте судебных приставов в России имеет достаточно богатую историю. Были в ней и периоды, когда осуществление кредитором своих претензий проводилось личными силами и средствами самого кредитора, причем сначала даже без какого бы то ни было предварительного разбора и подтвержден ...
Основания расторжения договора коммерческого найма
Прекращение жилищного правоотношения, возникающего из договора найма жилого помещения, может иметь место как в следствие расторжения договора найма, так и по другим основаниям (смерть одинокого нанимателя). Поэтому понятие «прекращение договора найма» шире понятия «расторжение договора найма». Раст ...
Уголовное законодательство периода замедления развития общественных
отношений
После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959-1961 гг. В своих Общих частях они во многом воспроизводили Основы, однако в ряде случаев детализировали и развивали их. При этом степень конкретизации оказывалась различн ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.