Юриспруденция » Суд присяжных в России: прошлое и настоящее » Учреждение суда присяжных и его существование до 1917 года

Учреждение суда присяжных и его существование до 1917 года

Страница 4

Однако следует сказать, что судебная реформа с самого начала ее практического воплощения столкнулась с целым рядом проблем, которые в конечном итоге нанесли существенный вред всей идеи существования института присяжных.

Распространению судебной реформы в целом и суда присяжных в частности мешали не только экономические и организационные причины, но и несоответствие новых судебных порядков основам российского государства того времени. В частности, равенство всех перед законом противоречило существовавшему в Российской Империи сословному строю. Суд присяжных, основанный на широком вовлечении представителей общества в открытое осуществление правосудия, действовал при отсутствии представительных учреждений. В 1866 году, после рас смотрения с участием присяжных заседателей дела двух лиц, обвиняемых в оскорблении чести и достоинства дворянства и земледельческого сословия, был издан закон, запрещающий рассматривать дела об оскорблении в печати судом присяжных.

Последняя четверть XIX века характеризуется осложнением политической ситуации в стране: возобновляются волнения крестьян, начинается пропаганда социализма со стороны народников. В гласных судебных процессах подсудимые использовали судебную трибуну для отстаивания своих политических убеждений, адвокаты выясняли обстоятельства, побудившие их подзащитных заняться анти правительственной деятельностью.

В 1884 году число присяжных заседателей, которых стороны могли отводить без объяснения причин, сократили до трех.

30 октября 1885 года глава консервативного направления К.П. Победоносцев передает монарху записку "О необходимости судебных реформ", где, в частности, предлагается от института присяжных отделаться, чтобы восстановить значение суда в России. С его точки зрения, учреждение суда присяжных для России оказалось "совершенно излишним, совсем несообразным с условиями нашего бы та и устройством наших судов и, как порочное в существе своем, привело к гибельной деморализации существующих целей правосудия.".

Законом от 28 апреля 1887 года устанавливается образовательный ценз для присяжных - умение читать по-русски, а также практически в два раза увеличивается имущественный ценз для лиц, получающих жалование по службе, вознаграждение за труд, или доход от капитала, занятия, ремесла или промысла. В частности, в столицах имущественный ценз составил 1000 рублей дохода в год, в городах с населением более 100 000 жителей - 400 рублей. Одновременно был резко снижен ценз для землевладельцев - со 100 до 10-20 десятин земли. Этим же законом из числа присяжных устраняются лица, впавшие в крайнюю бедность и находящиеся в услужении в качестве домашней прислуги.

В 1894 году министр юстиции Н.В. Муравьев представляет Александру III доклад о необходимости полной ревизии принципов судебной ре формы 1864 года. В докладе, в частности, предлагалось не отменять ограничение компетенции суда с участием присяжных, введенное в 1870 - 1880 гг., более того было взято под сомнение дальнейшее существование этого суда. Император поддержал необходимость полного пересмотра судебных уставов, и для этих целей была образована особая комиссия под председательством министра юстиции.

Деятельность комиссии Н.В. Муравьева, несмотря на оказанную ей полную поддержку императора, закончилась безрезультатно, и суд присяжных просуществовал до Октябрьской революции, когда он был упразднен Декретом о суде № 1, принятым СНК РСФСР 22 ноября 1917 года. Этим же Декретом провозглашалось образование местных судов, действовавших в составе местного судьи и двух заседателей. Для рассмотрения более серьезных дел учреждались рабочие и крестьянские трибуналы в составе председательствующего и 6 заседателей, избираемых губернскими или городскими советами.

В марте 1918 года ВЦИК, изданием Декрета о суде № 2, образовал окружные народные суды. По нему окружным судам были приданы некоторые черты суда присяжных. Так, уголовные дела рассматривали 12 заседателей, которые ре шали вопрос о виновности и мере наказания, в отличие от классической модели, в постановлении приговора участвовал постоянный судья.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при производстве дознания
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в связи с возбуждением и расследованием названных уголовных дел в практике может возникнуть ряд проблем. В частности, по таким вопросам, как задержание подозреваемого и обеспечение его защитником с момента, предусмотренного в за ...

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. Правовое регулирование вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закон ...

Принципы юридической ответственности
Принципы юридической ответственности могут быть разграничены и сгруппированы по различным основаниям. По нашему мнению, следует обособить закрепленные в законодательстве принципы, т.е. исходные, основополагающие, нормативно-руководящие начала, которые обязаны учитывать при установлении и реализации ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru