«Большой толковый словарь» приводит объяснение объективации как «выявление объективных признаков, условий существования, развития чего-либо». Словарь Ушакова дает более понятную, на мой взгляд, характеристику объективации как «…превращение ощущений, субъективных содержаний сознания в самостоятельные, независимо от сознания существующие сущности». Данное определение в большей степени философское, и приведено здесь поскольку в юридических словарях данное понятие отсутствует. Адаптируя понятие объективации к праву, можно определить этот термин как перенесение человеческой интерсубъективности на некое «объективное», «неизменно» первоначало права. В этом и кроется проблемные вопросы объективации принципов права (а равно и принципов юридической ответственности), а именно: как происходит объективация права в рамках правового регулирования? Стóит ли соблюдать закон, если он рукотворен и производен от политической силы?
Ниже речь пойдет о праве вообще, поэтому будет правильным относить сказанное и к принципам юридической ответственности. Под объективацией мы понимаем процесс трансформирования субъективных представлений, поведения и воли в объективную реальность. Объективация права как процесс правового регулирования является постоянно действующим процессом и должна рассматриваться через правовое регулирование. В отечественном правоведении существуют различные точки зрения на стадии правового регулирования. Алексеев С.С. один первых, кто предложил три стадии правового регулирования (формирования юридических норм, стадию возникновения прав и обязанностей и стадию реализации прав и обязанностей). Многие правоведы в целом поддерживают данную точку зрения (Гранат Н.Л., Лазарев В.В., Малько А.В., Р.К. Русинов, Черданцев А.Ф.). Однако все они не включают в стадии регулирования само правотворчество.
Скиндерев Р.В. в своей работе приводит следующие стадии правового регулирования. Сначала в обществе возникает необходимость в правовом регулировании (I этап). Эта необходимость может возникнуть в любом обществе и в любой отрезок времени. Кроме того, в каждом обществе существуют объективные условия – политические, экономические, культурные. Здесь нужно отметить, что норма права не возникает сама по себе, нужен непосредственный источник - конкретные люди, поэтому вторым этапом будет являться преломление объективных условий в сознании конкретного человека. Т.е. объективные условия существования общества субъективно отражаются в сознании законодателя (конкретного человека). Происходящий процесс субъективации может проходить по-разному:
а) объективные условия могут адекватно восприниматься законодателем;
б) объективные условия могут восприниматься законодателем адекватно, но не в полной мере, какие-то факторы могут быть учтены недостаточно;
в) объективные условия могут восприниматься в искаженном виде (причиной этого может стать некомпетентность законодателя или объективная невозможность отражения действительных условий);
г) объективные условия вообще могут быть проигнорированы (нежелание заниматься продуктивной деятельностью, заинтересованность законодателя, заинтересованность других лиц, нежелание понять общественные интересы). В этом случае в дело вступает волевой компонент сознания.
Возможно, этот перечень не полный, однако главным здесь будет то, что объективные условия трансформируются в их субъективное осознание. Здесь необходимо отметить, что многое зависит от личности законодателя, его моральных качеств. На следующем этапе (третьем) степень субъективации усиливается, «возводится в степень». На этом этапе роль субъективного фактора возрастает, что приводит еще большим искажениям. Алексеев С.С. считает, чтоб для предотвращения ошибок нужна прочная связь правотворчества и науки. Следующим этапом, четвертым, будет этап трансформирования субъективной воли в объективное правовое содержание. Здесь речь идет о процесс, в котором воля конкретных лиц превращается в объективную данность. Несмотря на объективную природу правотворчества, оно имеет определенную субъективную природу. Когда результат правотворчества неточен в формулировках, когда не в полной мере используются юридические техники – все эти недостатки правотворчества вызывают затруднения при реализации норм. Процесс объективации в рамках правотворчества неоднороден, это вызвано разнообразием субъектов правотворчества: законодательная, исполнительная власти, суды, органы местного самоуправления. Возникает вопрос, что является той силой, что способна придать воле конкретного законодателя объективное правовое содержание? Именно легитимность как некое «сакральное свойство» представительного органа, обеспечивает ему такое исключительное значение.
Особенности представительства в уголовном процессе
Представительство в уголовном процессе по правовому содержанию схоже с другими видами представительства однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве, как правило, не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и п ...
Международное
и зарубежное законодательство об экологической информации
Международное законодательство и законодательство некоторых зарубежных стран в регулировании вопросов экологической информации, можно сказать, ушло дальше России. В европейских странах гораздо раньше осознали наличие проблем, связанный с экологической информацией и к чему они могут привести, т.е. о ...
Особенности допроса подсудимого
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 74 УПК РФ, части 1 статьи 77 УПК РФ к показаниям обвиняемого законодатель относит сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 173, 174, 187 – 190 и 275 УП ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.