Принцип всеобщности выборов означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам вне зависимости oт пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права определяется на основании тех ограничений, которые установлены для участия в выборах. Подобные ограничения получили название избирательных цензов (от лат. censeo – делаю опись, перепись) – условий, ограничивающих избирательные права определенных лиц.
Избирательные цензы подразделяются на технические, охранные и дискриминационные:
- технические и охранные – корректируют принцип всеобщего избирательного права и включают ограничения, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов;
- дискриминационные вводятся для ограничения или отстранения от участия в политических выборах отдельных лиц.
Приемлемым для современного общества считаются только три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям (отстранение от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные избирательные цензы рассматриваются как в той или иной мере дискриминационные.
Принцип равного избирательного права предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее в подаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон не дает преимуществ и не устанавливает ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей на результаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если:
- каждый избиратель обладает одним голосом (в случае избрания нескольких кандидатов это правило звучит иначе – каждому избирателю принадлежит равное количество голосов);
- каждый избиратель и кандидат имеет одинаковую долю участия в выборах – равенство их возможностей обеспечивается посредством регламентации законодательными нормами процесса и порядка избирательной кампании, в том числе порядка финансирования и использования СМИ;
- каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан (избирательные округа должны иметь примерно равное число избирателей).
Принцип свободного волеизъявления основан на том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. В ряде стран за уклонение от участия в выборах применяются различного рода санкции (Италия, Австрия, Австралия).
Принцип прямого избирательного права означает, что избиратель лично, непосредственно подает свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти. Непрямое избирательное право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы):
- косвенные выборы допускают, что между избирателем и кандидатам во властный орган стоит посредник – выборщик. Граждане голосуют за выборщиков, а те, в свою очередь, – за кандидатов (избрание президента в США Бразилии, Аргентине);
- многостепенные выборы – процедура, при которой граждане избирают лишь членов нижней ступени представительного учреждения, а те избирают членов вышестоящих органов (избрание высшей палаты в Индии, Японии, Франции, Всекитайского собрания).
Принцип альтернативности выборов – важнейший элемент демократических избирательных кампаний. Суть его состоит в том, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя бы двух (или более) претендентов и состязательность между ними.
Принцип тайного голосования означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен – никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал.
Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма.
Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.
Отказ от голосования отражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но и свидетельствует о более глубоких явлениях – отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм – можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом, функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, что абсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии, свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частной жизни и возможности свободного самоопределения линии своего политического поведения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данного общества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формой непосредственной демократии.
Таким образом, выборы – способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом. Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.
Классификация трудовых споров
Основания для классификации индивидуальных трудовых споров могут быть различными: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения. По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные. Субъектами индивидуального трудового спора являются отд ...
Фотографирование и графическое оформление пожара
Кроме составления осмотра и фотографирования места пожара, необходимо получить от администрации объекта копию плана здания, а в случае его отсутствия следует начертить план пожарища и план здания, сооружения, помещения до возникновения в нем пожара. Планы могут быть схематичными и масштабные. План ...
Научение агрессии путем наблюдения
Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным (например, агрессивный ребенок получает больше лакомства или лучшую игрушку), но также принимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. В 1961 г ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.