Долгое время в учебной литературе по советскому трудовому праву принципы этой отрасли трактовались упрощенно. Их связывали главным образом с содержанием ст. 2 КЗоТ РСФСР, определяющей основные права и обязанности работника. Между тем, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям лишь одного субъекта трудового права – работника. Их проявление гораздо шире, поскольку они охватывают регулирующим воздействием всех субъектов трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы. Важно далее подчеркнуть, что принципы призваны не столько провозглашать права и обязанности субъектов, сколько обеспечивать их реальное осуществление. Учитывая наличие пробелов в текстуальном законодательном закреплении основных принципов трудового права России, ТК РФ предусматривает введение новой статьи 2, устанавливающей основные начала (принципы) регулирования трудовых отношений. К их числу относятся:
свобода труда;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений;
обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы;
обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и др.
Проанализируем их.
Принцип свободы труда означает, прежде всего, возможность свободно распоряжаться каждым трудоспособным гражданином своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ, этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных условиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан. Диалектическая взаимосвязь принципа свободы труда и права граждан на труд наглядно выражена в том, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:
свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;
бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направлению, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
правовую защиту от необоснованных увольнений.
Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)). ТК РФ (ст. 3 и 4) раскрывает содержание указанного принципа, определяя понятие принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также устанавливая их безусловное запрещение. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;
в качестве воздействия, вызванного неприязненными личными взаимоотношениями.
К принудительному труду ст. 4 ТК РФ относит:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника
Субъект и субъективная сторона незаконного
предпринимательства
Согласно ст. 20 УК РФ субъектом незаконного предпринимательства является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет на момент совершения преступления. Это может быть как российский, так и иностранный гражданин, а также лица без гражданства, занимающиеся на территории Российской Федерации ...
Психология очной ставки
"Следователь вправе провести очную ставку между двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются противоречия." (статья 172 УПК Украины). Это обстоятельство приводит к тому, что очная ставка, как правило, связана с острой конфликтной ситуацией. Особенно это проявляется тогда, ...
Цели и задачи криминалистики
Для получения более полного представления о криминалистике недостаточно знать лишь об объекте, предмете и общем понятии данной науки. Большое значение в этом отношении имеет выяснение методологических основ криминалистики. В широком смысле методология науки, как с содержательной, так и с формальной ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.