Пункт 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает: "Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания: из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденным в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда; из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение.
Указанную составляющую института изменения вида исправительного учреждения законодатель рассматривает в качестве мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы. В качестве дополнительных аргументов в пользу данной позиции можно привести следующие соображения. Применение мер поощрения, которое ведет к существенному изменению правового положения осужденного в сторону расширения правового статуса, является реакцией на положительное поведение переводимого субъекта и, следовательно, его можно рассматривать в качестве самостоятельно меры поощрения.
Представляется, что одним из важных аргументов, подтверждающих факт принадлежности данной части института изменения вида исправительного учреждения, к системе мер поощрения, служит специфика его реализации, а также особенности механизма воздействия этого института на лиц, отбывающих срок наказания в местах лишения свободы. В самом содержании института заложены определенные меры поощрения, реализацию которых государство гарантирует, поскольку оно заинтересовано в том виде деятельности осужденных, который стимулирует указанные меры поощрения.
Законодатель, установив возможность перевода осужденного в иное исправительное учреждение, связывает его с обязательным соблюдением необходимой части срока наказания. Это требуется для того, чтобы осужденный в течение отбытия определенного срока наказания получил достаточный объем кары и достиг той степени исправления, которая указана в законе в качестве правового основания для перевода лица из одного исправительного учреждения в другое иного вида.
При изменении правового положения осужденных путем перевода их из одного ИУ в другое в порядке поощрения существенно снижается объем карательного воздействия наказания. Следовательно, такая мера поощрения должна применяться к наиболее положительным лицам, которые в процессе отбывания наказания уже были поощрены иными мерами, предусмотренными законом для исправительного учреждения данного вида режима. Система мер поощрений, закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве, предполагает не только взаимосвязь системных компонентов, но и определенную последовательность, иерархичность и координацию последних. Такая последовательность, иерархичность должна строиться, как справедливо отмечает Ю.М. Ткачевский, на переходе от менее значимого улучшения положения осужденного к более значимому.
Уголовно-исполнительное законодательство установило, что осужденным при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев в исправительных учреждениях общего вида режима и не менее девяти месяцев в ИУ строгого вида режима, могут быть улучшены условия содержания, путем перевода с обычных в облегченные условия отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения. Между тем, как для применения более значимой меры поощрения - перевода осужденных из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов в колонии-поселения законодатель предусмотрел отбытие последними не менее одной четвертой и одной третьей частей срока наказания, что свидетельствует о последовательности реализации мер поощрения от менее значимых к более значимым.
Возникает определенная необходимость проследить уровень социальной ценности института изменения осужденным условий содержания в период отбывания наказания, тех исправительных учреждений, возможность перевода лиц из которых, предусмотрены законодательством. Для этой цели рассмотрим первоначально условия содержания осужденных на общем режиме в тюрьме и изменение их правового положения после перевода в исправительные учреждения общего и строгого видов режима, по отбытии последними половины назначенного судом срока наказания.
Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах запрещают свободное передвижение осужденных на территории тюрьмы.
Осужденные содержаться в запираемых общих камерах. Однако, в необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждом ...
Субъективная сторона
дезертирство преступление уголовный ответственность С субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом. Совершая дезертирство, военнослужащий сознает, что он незаконно оставляет воинскую часть или место службы и желает таким образом уклониться от несения обязанностей в ...
Понятие права государственной и частной собственности на природные объекты
Право государственной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.