2) на содержание функций. В частности, функция охраны правопорядка, финансовая и экономическая функции были присущи государству на всех этапах его развития. Однако для современных государств их содержание принципиально иное;
3) у современных государств принципиально иные методы, способы осуществления функций и соответственно – их результат.
Как и сущность государства, функции характеризуются двойственной природой: в зависимости от сочетания тех или иных факторов в них превалируют классовые или общесоциальные начала. В этом смысле характер функций напрямую зависит от приверженности государства классовым или общесоциальным интересам. Известны периоды истории, когда государство всецело выступало организацией политически и экономически господствующего класса (буржуазные государства второй половины XIX – начала XX в., постреволюционный период в нашей стране и др.). Современное государство призвано строить свою деятельность таким образом, чтобы подчинить классовое общесоциальному. Пренебрежение этим обстоятельством неизбежно ввергнет общество в пучину социальных и политических потрясений. При этом усиливается агрессивность государства, его приверженность силовым методам, ущемлению прав и свобод граждан, поиску внутреннего врага, подавлению им классовых противников и т.п.
Напротив, чем в большей степени выражено общесоциальное в деятельности государства, тем весомее его роль как инструмента обеспечения социального мира и согласия в обществе, гаранта утверждения правовых начал во взаимоотношениях между различными группами населения, властью и личностью. Общесоциальная направленность придает государственной власти характер легитимной, цивилизует ее, делает гуманной и демократической по своей природе.
Функции государства характеризуются устойчивостью, т.е. они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях. С изменениями в характере государственного и общественного строя функции государства также изменяются. Например, этатизация (огосударствление) общественной жизни сопровождается усилением вмешательства государства в экономическую жизнь, духовную область, сферу личной свободы и частной инициативы. Деэтатизация (разгосударствление) общественной жизни освобождает общество от “государственных пут”, сужает сферу государственной деятельности, одновременно отпадает надобность в одних функциях, а содержание других (экономической, охранительной) существенно изменяется.
На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, функция подавления определенных групп населения отличает всякое тоталитарное государство: функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; подавления “неарийцев” – фашистской Германии; борьбы с “цветным” населением – рассистской ЮАР во время режима апартеида. Социальная природа Советского государства диктовала необходимость осуществления функции охраны социалистической собственности (известно, что И.В. Сталин считал эту функцию главной для всякого социалистического государства). Кроме того, тоталитарное государство отличается развитой идеологической деятельностью.
Особенность функций заключается и в том, что в их осуществление так или иначе вовлечены все органы государства. Тем самым они отличаются от специфических функций органов государства. Очевидно, что социальная деятельность государства не исчерпывается той деятельностью, которую осуществляет отдельное ведомство – Министерство социального обеспечения. Социальная функция реализуется множеством других государственных структур, осуществлением финансово-бюджетной политики и др.
О причинах возникновения данной проблемы.
Как отмечают исследователи: Федеральный законодатель в 1995 году, когда устанавливал подобное регулирование, предполагал, что законодатель субъекта рецептирует в своем законодательстве региональном в части, касающейся ТОС, нормы 80-86 статей Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении» 19 ...
Понятие, признаки и правовая природа обоснованного риска в уголовном праве
российской федерации
Обоснованный риск - сравнительно новый для уголовного права РФ институт. Уголовному праву дореволюционного периода не было известно понятие риска. Ни в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, ни в уголовном уложении 1903 года о нем не упоминается. Только в 20-х годах ХХ века, в ...
Субъект дезертирства
Субъектами дезертирства могут быть военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации, проходящие военную службу по призыву и по контракту. По ст. 338 УК РФ подлежат ответственности за дезертирство военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министе ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.