Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие “функции” применительно к государству означает его действие, функционирование.
Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что “предписано”, задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказываться. В функциях проявляется представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы свободных людей – членов государства (B.C. Нерсесянц). У государства поэтому нет каких-то своих (помимо этих общих) интересов.
Функции конкретизируют и предметно воплощают сущность государства. Содержанием функций является деятельность государства в определенной сфере общественной жизни, т.е. то, чем призвано заниматься государство и его органы в конкретно-исторических условиях.
Содержание функций выражает интересы тех, кого представляет государственная власть. В принципе содержанием функций должны охватываться общие интересы. В функциях реализуется государственная воля, власть государства, его деятельность.
Важной особенностью функций государства является их объективность. Объективный характер функций указывает: во-первых, на объем и характер деятельности государства; во-вторых, на то, чем не должно заниматься государство, какие сферы общественной жизни объективно не являются объектом его воздействия. Объективный характер функций указывает на то, что государство не может отказаться от выполнения предписанных его природой и назначением тех или иных видов деятельности. Отказ от их осуществления, анемия государственных структур всегда пагубны для общества и самого государства. Так, все ранние государства вынуждены были выполнять функцию обороны своих рубежей от порабощения, чтобы не стать добычей других государств и не утратить контроль над своей территорией. Все современные государства обязаны заниматься экологической деятельностью, т.е. обеспечивать охрану окружающей среды, осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов. Охрана правопорядка, прав и свобод граждан от преступных посягательств – в этом же ряду. В ином случае государство и его легитимные структуры рискуют утратить контроль над территорией, чем не преминет воспользоваться преступность. Объективный характер функций проявляется также в том, что, будучи зависимыми от сущности государства, они в то же время первичны по отношению к его структуре. Именно функции и являются определяющими критериями структурирования государства, его подразделения на определенные части.
Объективность функций отличает их от целей и задач государства, которые имеют субъективную природу. Их формулирование является предметом политики государства. Так, цели и задачи современного Российского государства вытекают из ежегодного Послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ.
Функции носят конкретно-исторический характер. Они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. Это влияет:
1) на систему функций государства на конкретном этапе его развития. Так, социальная функция возникает лишь в середине XX в. Под воздействием факторов планетарного характера возникает экологическая функция;
Формы организации обучения и активной деятельности на занятиях по праву
Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций: по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса о ...
Родовая община, как первая форма организации общества
Примерно 40 тыс. лет назад, одновременно с появлением человека разумного, возникают и более устойчивые сообщества людей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установл ...
Нормативно-правовой акт как основной источник права Российской Федерации
Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, ра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.