безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами [9].
Коснемся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Отметим, что Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» содержит общие нормы, применимые ко всем общественным отношениям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) гражданину-потребителю, в том числе к отношениям, связанным с оказанием жилищно-коммунальных услуг. В то же время, анализ предписаний указанного законодательного акта свидетельствует, что он в гораздо большей степени направлен на защиту прав потребителей по договорам розничной купли-продажи и бытового подряда. Нормы Закона о защите прав потребителей сравнительно не часто применяются при оказании жилищно-коммунальных услуг, о чем свидетельствует, в том числе, недостаточно развитая судебная практика по данной категории дел.
Жилищно-коммунальное хозяйство требует постоянного его совершенствования, повышения качества оказания жилищно-коммунальных услуг, что привело к принятию отдельного Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 г. № 405-З, который вступил в силу 29 января 2009 года. Данный закон впервые закрепил законодательное определение понятия «жилищно-коммунальная услуга».
Так, в соответствии со ст. 1 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» жилищно-коммунальная услуга – деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан [10].
Как известно, защита прав потребителей имеет двухуровневую систему и включает государственную защиту, в том числе судом, и общественную защиту, т.е. защиту общественными объединениями потребителей.
Всякое нарушение вышеуказанных прав потребителей может служить, при соблюдении досудебной процедуры урегулирования спора, основанием предъявления потребителем иска и возбуждения производства по делу.
Более того, в соответствии со ст. 43 и ст. 47 Закона «О защите прав потребителей» соответственно местные исполнительные и распорядительные органы, а также общественные объединения нанимателей могут обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, что также является основанием возбуждения производства по делу.
Поскольку исковое заявление является процессуальным документом, оно должно в соответствии со ст. 109 ГПК содержать:
наименование суда, в который он подается;
наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;
наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц;
наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т.д.);
сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование;
перечень приложений;
подпись подателя документа или его представителя и дату подачи [2].
Согласно требованиям ст. 242 ГПК исковое заявление о возбуждении дела подается в суд в письменной форме. Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от лица, обратившегося в суд, представления также копий прилагаемых к заявлению документов [2].
Помимо общих требований, предъявляемых ст. 109 к процессуальным документам, в исковом заявлении должны быть также указаны:
1) точное обозначение требований истца, а если требования являются имущественными, то и цена иска;
2) факты, которыми истец обосновывает свои требования;
3) доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов;
Частное и публичное право в правовой системе России
К крупным блокам в системе права относятся публичное и частное право – членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественн ...
Формирование состава третейского суда
Значение стадии формирования состава третейского суда определяется тем, что надлежащим образом сформированный состав третейского суда наделен компетенцией рассматривать спор, а также принимать решение о его разрешении. В соответствии с действующим законодательством формирование состава третейского ...
Особенности организации государственного аппарата в Российской Федерации
Российская Федерация так же как и другие государства осуществляет деятельность посредством государственных органов. Следует отметить, что властными полномочиями в России располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Государственные органы Российской Федерации в лице ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.