Штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК РФ в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (ст. 46 УК РФ).
По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. По самостоятельности назначения его следует отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов.
Штраф как вид принудительного ограничения имущественных прав физического лица имеет в различных отраслях права свои особенности. Так, штраф, наложенный на гражданина за совершение административного правонарушения, не влечет тех негативных правовых последствий, которые следуют за назначением штрафа как основного или дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 45 УК РФ). В последнем случае приговор, вынесенный судом, влечет судимость, которая, если она не снята или не погашена в установленном порядке, в ряде случаев влияет на квалификацию при совершении неоднократных преступлений.
В историко-правовом аспекте штраф как один из видов наказания был известен законодательству дореволюционной России. Согласно Уложению 1845 г. различались штрафы, поступающие в казну, и пени, поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения. Уголовное уложение 1903 г. также предусматривало две разновидности штрафа: денежную пеню и денежное взыскание. Пеня (от лат. poena - наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий.
Штраф как наказание имущественного характера занимал одно из важных мест в законодательстве России советского периода. Весьма широко применялся штраф сразу же после революции.
В законодательстве и практике народных судов 1917-1918 гг. штраф являлся одним из наиболее часто встречаемых видов наказания. Так, в первой половине 1918 г. народные суды в Москве подвергли штрафу 54% осужденных, а во второй половине этого года - 56,9%.
Законодатель во многих статьях УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. допускал возможность назначения штрафа за совершение довольно значительного числа преступлений. Так, в УК РСФСР 1960 г. применение штрафа предусматривалось в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в небольшом объеме.
В действующем УК штраф предусмотрен в санкциях более чем 30% норм Особенной части УК, в частности, в 60,6% - за преступления в сфере экономической деятельности.
В настоящее время наметилась тенденция к сокращению применения штрафа. Так, удельный вес всех осужденных к штрафу в 1994 г. составил 9,8%, в 1995 г. - 12,0%, в 1996 г. - 13,1%, в 1997 г. - 7,9%, в 1998 г. - 5,9%, в 1999 - 4,8% от общего числа осужденных.
Как один из видов наказания он включен во многие статьи, предусматривающие ответственность за преступления небольшой и средней тяжести, так как является одним из эффективных средств воздействия за менее значительные преступления, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), обман потребителей (ст. 200), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257) и др.
В санкциях статей Особенной части УК РФ размер штрафа устанавливается дифференцированно, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Минимальный размер оплаты труда определяется в соответствии с действующим законодательством на момент назначения наказания осужденному.
Структура
государственного управления Республики Беларусь
Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления РБ можно при помощи схемы. Рассмотрим основные особенности оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных документах (указах президента) Республики Беларусь. В целях оптимизации системы республикан ...
Функции государства: понятие и виды
Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализаци ...
Формы участия населения в решении вопросов местного значения
Формы осуществления населением местного самоуправления, содержащиеся в главе V Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, можно разделить на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправл ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.