Как отмечается историками, предмет прокурорского надзора начинает формироваться еще в XVIII веке. Позднее в предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими следствие (дознание еще не существовало) уже включается полномочия по проверке сообщения о преступлении.
Вопрос о предмете надзора является одним из сложных в теории, которая, по мнению ряда авторов, исследуя предмет надзора, недостаточное внимание уделяет отдельным участкам. Мы отмечаем, что в науке нет понятия предмета прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Полагаем, это не имеет принципиального значения, поскольку данное направление деятельности прокурора охватывается надзором за органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.
По мнению одних авторов, под предметом прокурорского надзора понимаются сами законы, за точным исполнением которых осуществляется надзор, либо исполнение законов. Другие полагают, что предмет тождественен объекту надзора, т.е. законность действий органов, в отношении которых осуществляется надзор. Отождествляя предмет надзора и его объект, нивелируется сама сущность объекта. Объект как деятельность поднадзорных органов, деятельность по исполнению законов, либо законность деятельности поднадзорных органов, либо сами органы, организации, должностные лица, предусмотренные законом. Думается, данные определения являются не верными. Объект – это законность всей деятельности поднадзорных субъектов, а предмет – законность конкретных актов (действий, решений).
Предмет – всякое материальное явление, вещь, круг знаний и др. Объект – то, что существует независимо от человека, явление внешнего мира, предмет и др. Предмет - то, на что направлена мысль, что образует ее содержание или то, на что направлено какое-либо действие. Предмет обращает внимание прокурора на те или иные акты поднадзорных органов, законность которых следует проверить. Предмет всегда характеризует объект как внешнее явление, на которое направлено внимание, деятельность. Объект надзора - органы предварительного расследования, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
В качестве внешнего явления выступает: соответствие уголовно-процессуальному закону деятельности специально уполномоченных на прием, регистрацию, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях органов и должностных лиц, ее результаты, оформленные надлежащим образом в виде процессуально-правовых актов, соблюдение прав и законных интересов граждан. Иными словами¸ это и есть предмет надзора за указанными видами деятельности. Предмет связан с реализацией уголовно-процессуальных норм, с осуществлением уголовно-процессуальной деятельности, поскольку деятельность по приему, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является ее частью.
Предметом прокурорского надзора является законность приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях в целом как вида государственной правоохранительной деятельности.
Структура предмета надзора: соблюдение в процессе приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений и заявлений о преступления прав и свобод лица, пострадавшего от преступления, а также лица, возможно причастного к его совершению, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также законность действий, процессуальных и иных решений, принимаемых специально уполномоченными органами и в ходе и по результатам разрешения заявления, сообщения о преступлении.
Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, определен Законом о прокуратуре (ст.29). Он заключается, в том числе, в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
Таким образом, исходя из положений Закона о прокуратуре, предмет надзора изучаемой отрасли состоит из пяти элементов.
1) соблюдение прав человека и гражданина в досудебной стадии уголовного судопроизводства на всех его этапах;
2) соблюдение установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;
3) законность выполнения ОРМ по выявлению преступлений и изобличению лиц, их совершивших;
4) исполнение требований закона о проведении расследования преступлений;
5) законность выполнения решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Названные пять элементов предмета надзора исчерпывающим образом определяют сферу прокурорской деятельности при реализации прокурором полномочий по обеспечению точного и безусловного исполнения законов.
При этом первый элемент предмета надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина — является определяющим, так как регулирование данной сферы правоотношений распространяется на реализацию всех последующих элементов предмета надзора.
Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного
управления
Под формой государственного управления понимают внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия. Правовая форма государственн ...
Совершенствование прогнозирования в Администрации сельского поселения
Дороховское
Для дальнейшего развития эффективности прогнозирования в Администрации сельского поселения Дороховское необходимо повышать точность и достоверность прогноза параметров показателей социально-экономического развития, являющихся исходными для составления проекта бюджета. Наиболее актуальными в этой св ...
Основные источники права о ТОС.
Наряду с названными актами ТОС упоминается в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которого закрепляет в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных обр ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.